Относительно уголовной ответственности юридических лиц
Евгений Щеглов, Старший юрист ЮК «Правовой Альянс»
23 мая 2013 года Верховная Рада Украины приняла Закон, которым внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины и законы Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
Изменениями в Уголовный кодекс Украины предполагается определить конкретный перечень преступлений, за совершение которых уполномоченным лицом юридического лица, к последнему могут быть применены меры уголовно-правового характера, основания освобождения юридического лица от их применения, виды мер уголовно-правового характера и общие правила их применения.
Положениями закона предусматривается применение к юридическим лицам «мер уголовно-правового характера», которыми предлагается считать (новая статья 96-6 УК) штраф, конфискацию имущества и ликвидацию юридического лица. При этом основанием для применения к юридическому лицу этих «мер уголовно-правового характера» является совершение ее уполномоченным лицом от имени и в интересах юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями 209, 306, частью первой и второй статьи 368-3, частью первой и второй статьи 368-4, статьями 369, 3692 УК, либо совершение уполномоченным лицом от имени юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями 258-258-5 УК. При этом под уполномоченными лицами юридического лица понимаются должностные лица юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица или договора вправе действовать от имени юридического лица.
Закон ссылается на необходимость реализации Европейских конвенций и рекомендаций по борьбе с терроризмом и отмыванием денег, однако, при этом к законопроекту не был добавлен текст ни из перечисленных рекомендаций, которыми бы подтверждалась настоятельная необходимость предложенных проектом изменений. Что касается указанных конвенций, то данными международными документами предусматривается установление странами-участниками ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, финансирование терроризма и отмывание средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств. Однако эти международно-правовые документы не требуют установки для юридических лиц именно уголовной ответственности.
Предлагаемыми изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс Украины определяется порядок производства в отношении юридического лица, которое будет осуществляться одновременно с уголовным производством в отношении физических лиц, которые от имени и в интересах этого юридического лица совершили преступление.
Положения закона противоречат основам уголовного права Украины, в частности, принципу личной ответственности и принципу виновной ответственности лица. Положения закона фактически предусматривают создание в уголовном законодательстве Украины юридической фикции, согласно которой юридическое лицо будет подвергаться санкциям, то есть априори считаться совершившим преступление в том случае, если определенное преступление совершили ее руководитель, учредитель, участник или другое уполномоченное лицо. Таким образом, предложенная конструкция требует считать юридическое лицо совершившим преступление в тех случаях, когда фактически не установлено совершение им общественно опасного деяния, предусмотренного статьями 209, 258 - 258-5, 306, 368 - 369-2 УК.
В свою очередь изменениями в Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» предлагается закрепить возможность применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера, а в Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» - предоставить право представителю юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, на обеспечение безопасности.
ИСТОРИЯ
Идея введения уголовной ответственности юридических лиц не является новой для уголовного права Украины. Эта идея предлагалась еще в 1993-97 гг. в одном из двух проектов Уголовного кодекса Украины, которые рассматривались Верховной Радой Украины I и II созывов. По результатам достаточно длительного неоднократного обсуждения этой идеи оно не было поддержано ни представителями науки уголовного права, ни юристами-практиками, ни народными депутатами Украины, которые не поддержали проект, содержащий положения об ответственности юридических лиц и приняли проект Кодекса, в котором этот институт отсутствовал. Основанием для такого решения были многочисленные аргументы, высказанные против введения этой новации. Эти аргументы не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Закон является ничем иным, как попыткой реанимации неподдержанной в свое время юридической наукой Украины и депутатским корпусом идеи уголовной ответственности юридических лиц. Принятие проекта значительно увеличит возможности несправедливого применения к юридическим лицам жестких правовых санкций, создаст угрозу произвольного ограничения уставной деятельности юридических лиц путем наложения ареста на их имущество, откроет новые возможности для проявлений коррупции, окажет негативное влияние на экономическую активность. Таким образом, есть основания считать этот закон (как и предыдущий законопроект на эту тему) социально вредным, что и обусловливает его общую негативную оценку, даже учитывая тот факт, что уровень возможных негативных последствий принятия закона снизился вследствие ограничения круга преступлений, в связи с которыми становится возможным применение к юридическому лицу «мер уголовно-правового характера», а также ввиду сужения «оснований» для ответственности.