Наступление на офшоры: Великобритания хочет открыть BVI и Каймановы острова
Обитателям «налоговых гаваней» все труднее хранить свои тайны.
Что может быть удобнее, чем вести бизнес не от своего лица, а от лица иностранной компании, которая получает прибыль в стране, где нет налогов, а ее акционером и директором является номинальное лицо, «не имеющее отношения» к настоящему выгодоприобретателю — бенефициару.
Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Раньше страна пребывания такого бенефициара не могла узнать у властей «налоговой гавани» о наличии контролируемых компаний или незадекларированных счетов своего налогоплательщика. Но теперь многие низконалоговые юрисдикции все больше поддаются воле сильнейших стран, таких как США и Великобритания. Ситуацией успешно пользуется и российское правительство.
Становится все очевидней, что за широко освещенной в прессе утечкой информации с Британских Виргинских островов (BVI) стояла долгая и фундаментальная работа заинтересованных в увеличении своих налоговых доходов государств. Май этого года прошел под лозунгом борьбы с офшорами. Одним из главных борцов стала председательствующая в «восьмерке» Великобритания, а итоги кампании будут подведены на июньской встрече G8 в Белфасте.
Вот краткая хроника событий.
— 2 мая заморские территории Великобритании (Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос) объявили о присоединении к пилотному проекту по автоматическому обмену информацией между США, с одной стороны, и Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией с другой. Речь идет об исполнении принятого в США закона «Об обязательном раскрытии иностранных счетов для налоговых целей» или FATCA. Ранее к этому проекту присоединились острова Мэн, Гернси, Джерси и Гибралтар.
— 13 мая после встречи с президентом США Бараком Обамой британский премьер Дэвид Кэмерон заявил: «Нам следует знать, кому в действительности принадлежат компании, кто обогащается за их счет и были ли уплачены налоги. И нам нужен новый механизм выявления, где транснациональные группы зарабатывают средства и где они уплачивают свои налоги, чтобы мы могли препятствовать тем, кто манипулирует системой недобросовестно».
— На следующий день Минфин Сингапура объявил о готовности расширить обмен налоговой информацией со своими партнерами, в том числе с Россией, Казахстаном и Украиной. Сингапур сообщил, что уже проводит совместные расследования налоговых преступлений с правоохранительными и налоговыми органами Австралии, Великобритании и США.
— В этот же день Совет по экономическим и финансовым вопросам ЕС принял заключительные договоренности в отношении налоговых уклонений и мошенничества. Совет подтвердил, что «все государства-члены признают важность принятия необходимых эффективных шагов для борьбы с налоговыми уклонениями и налоговыми мошенничествами». Совет одобрил и приветствовал любые инициативы государств на национальном уровне, на многосторонней основе, а также в рамках ЕС, G8, G20 и ОЭСР, направленные на введение и функционирование автоматического обмена налоговой информацией. Кроме того, он призвал все государства-члены Европейского Союза ввести в свое законодательство так называемые общие положения о противодействии налоговым уклонениям (a General Anti Avoidance Rule, GAAR). Подобные меры были приняты в Великобритании.
— 16–17 мая 2013 года в Москве прошло Восьмое заседание Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Уже в ближайшее время следует ожидать новые антиофшорные инициативы России, которые, скорее всего, будут поддержаны странами ОЭСР. Российский Минфин в Основных направлениях налоговой политики заявил, что хочет заключать соглашения не просто об обмене налоговой информации, но и об участии «российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом».
Также стало очевидным, что Россия все-таки заключит межправительственное соглашения с США по FATCA.
Громом среди ясного неба стало письмо Дэвида Кэмерона, направленное 20 мая 2013 года в адрес Ангильи, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Гернси, Гибралтара, Джерси, Каймановых островов, Монтсеррата, Острова Мэн и Тёркса и Кайкоса, с призывом скорейшего присоединения к многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая предусматривает автоматический обмен информацией (без официального запроса) и одновременное проведение налоговых проверок в нескольких государствах. В письме особо подчеркивается в качестве основной темы встречи G8 «желание положить конец корпоративной конфиденциальности».
Предложено сформировать открытые публичные реестры доступные для всех третьих лиц, включающие в себя и информацию о всех бенефициарах.
Похоже, британский Юнион Джек больше не сможет быть гарантом для агрессивных налоговых уклонистов. Так что «хочешь мира — готовься к войне». Пора пересмотреть свое отношение к слишком простым способам сохранения конфиденциальности и выработать новые возможности по минимизации возникающих рисков. Мир как никогда серьезен в отношении своих налоговых уклонистов.