Журнал о бухучете и налогах для практиков № 6 (818) Февраль(II) 2016
В журнале «Бухгалтер» Александра Кирша:
Акциз: новое в администрировании
Компенсация арендной платы за землю: НДС
Дивидендные авансы: не пропадают
Необоротные активы: переоценка и амортизация
Прощение пени физлицу: допблагом не является
Бесплатное и неоплаченное: необходимо различать
Реорганизация: отрицательная прибыль исчезает
Компенсация мобилизованным: нормативы
Госрегистрация юрлиц и ФОПов: изменения
Коммерческая тайна: микроэнциклопедия
Темархив: Электронная отчетность
Продажа арендной платы?
Компенсация арендной платы за землю: облагать ли НДС
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 19.01.2016 г. № 908/6/99-99-19-03-02-15
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение плательщика налога относительно включения в базу обложения НДС плательщика налога полученной компенсации понесенных им расходов по уплате арендной платы за землю от нового собственника нежилого здания, расположенного на земельном участке, относительно которого не переоформлен договор аренды с Киевской городской государственной администрацией (далее — КГГА) (до даты подписания договора аренды земельного участка КГГА непосредственно с новым собственником нежилого здания), и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
Пунктом 185.1 статьи 185 Кодекса установлено, что объектом налогообложения являются, в частности, операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 Кодекса.
Поставка услуг — это любая операция, которая не является поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставлению других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (подпункт 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).
Согласно пункту 188.1 статьи 188 Кодекса база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается со стоимости услуг сотовой мобильной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров)).
В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налогов непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг. В состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых и инфляционные, которые получены плательщиком налога вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
С учетом указанных положений Кодекса получение плательщиком налога компенсации понесенных им расходов по уплате арендной платы за землю от нового собственника нежилого здания, расположенного на земельном участке, относительно которого не переоформлен договор аренды с КГГА (до даты подписания договора аренды земельного участка КГГА непосредственно с новым собственником нежилого здания), не является оплатой стоимости услуг для целей обложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, получение средств плательщиком налога от нового собственника нежилого здания в качестве компенсации понесенных расходов по уплате арендной платы за землю не является объектом обложения НДС.
Председатель ГФСУР. Насиров
От редакции
Согласны. Действительно, лицо, к которому перешло право собственности на недвижимость, размещенную на арендованной земле, и предыдущего арендатора такого участка не связывают арендные отношения. О какой компенсации как составляющей арендной операции может идти речь?
Кстати, еще пять лет назад, в «бухконгрессном» письме ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04 налоговики стремились обосновать необходимость начисления НДС на сумму компенсации земельного налога при продаже недвижимости* (см. ответ на этот вопрос в указанном письме в «Бухгалтере» № 46'2011 на с. 17–18). Мы и тогда с позицией налоговиков не соглашались, считая, что, во-первых, компенсацию земельного налога нельзя считать поставкой услуги. Во-вторых, возмещение расходов на уплату земналога производится не в связи с приобретением здания, а в связи с платностью пользования землей и невозможностью мгновенного переоформления прав на земельный участок (здание не становится ни дешевле, ни дороже из-за наличия обязанности уплачивать налог на землю). Поэтому его некорректно включать в базу обложения по п. 188.1 НКУ.
* Ситуации сходные, поскольку компенсация арендной платы за земучастки госкоммунсобственности является одной из разновидностей земельного налога (п/п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).
Правда, устоявшейся отраженную в комментируемом письме позицию налоговиков считать нельзя. Об этом свидетельствует, например, свежее письмо МГУ ГФС — ЦО по ОКП от 09.12.2015 г. № 26721/10/28-10-06-11, в котором налоговики обнародовали подход, уже изложенный в упомянутом письме № 4261/6/15-3415-04: они опять усмотрели в компенсации арендной платы частичную оплату стоимости недвижимости.
Где же здравый смысл?
— А нечего было нам верить!
Переоценка необоротных активов не влияет на их налоговую амортизацию: новая позиция налоговиков
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 28.01.2016 г. № 2784/7/99-99-19-02-02-17
О стоимости необоротных активов для целей начисления амортизации в соответствии с п. 138.3 ст. 138 Налогового кодекса Украины Главным управлениям ГФС в областях и г. Киеве, Межрегиональному главному управлению ГФС — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков
Государственная фискальная служба Украины в связи с поступлением многочисленных запросов плательщиков налогов об определении сумм корректировок на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает следующее.
Согласно п/п. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2015 года, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями раздела ІІІ «Налог на прибыль предприятий» Кодекса.
Разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, формируются в соответствии с требованиями ст. 138 Кодекса.
В соответствии с п. 138.1 ст. 138 Кодекса финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму уценки и потерь от уменьшения полезности основных средств или нематериальных активов, включенных в расходы отчетного периода в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, и согласно п. 138.2 ст. 138 Кодекса уменьшается на сумму дооценки и выгод от восстановления полезности основных средств или нематериальных активов в рамках предварительно отнесенных на расходы уценки и потерь от уменьшения полезности основных средств или нематериальных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.
Для целей раздела ІІІ Кодекса остаточной стоимостью основных средств, прочих необоротных и нематериальных активов считается сумма остаточной стоимости таких средств и активов, которая определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой рассчитанной амортизации в соответствии с положениями раздела ІІІ Кодекса (п/п. 14.1.9 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Следовательно, для расчета амортизации в соответствии с положениями п. 138.3 ст. 138 Кодекса признается стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета.
Кроме того, с учетом требований п. 11 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Кодекса при расчете амортизации основных средств и нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 ст. 138 Кодекса балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2015 года должна равняться балансовой стоимости таких активов, определенной по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии со статьями 144–146 и 148 раздела ІІІ Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года.
Налоговые консультации относительно стоимости основных средств для определения разниц в соответствии с п. 138.3 ст. 138 Кодекса применять в части, не противоречащей настоящему разъяснению.
Начальникам Главных управлений ГФС в областях, г. Киеве и Межрегионального главного управления ГФС — Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков довести указанное письмо до сведения плательщиков налога и подчиненных органов ГФС с целью использования его в работе и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и апелляционных процедур.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики разъяснили, что налоговой амортизации подлежит стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета.
В этой связи напомним, что в письме МГУ ГФС — ЦО по ОКП от 04.12.2015 г. № 26508/10/28-10-06-11 (см. информацию о нем в п. 5 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 48'2015 на с. 21–22) налоговики утверждали обратное: что дооценка основных средств может включаться в первоначальную стоимость ОС и подлежать налоговой амортизации. Почему? Потому что статья 138 НКУ не содержит требований относительно дополнительных корректировок, которые приведут к пересмотру и уменьшению начисленной амортизации в связи с тем, что стоимость ОС переоценилась.
Мало того, что налоговики взяли и просто-напросто изменили свою предыдущую позицию, так они еще и отметили, что ранее подготовленные консультации относительно стоимости ОС для определения разниц согласно п. 138.3 НКУ необходимо применять в части, не противоречащей новому разъяснению.
По нашему мнению, новая позиция налоговиков не соответствует действующему законодательству, поскольку, используя методику начисления налоговой амортизации, следует полностью опираться на правила бухучета (п/п. 138.3.1 НКУ). Соответственно, проделав в бухучете переоценку объекта ОС, аналогичную процедуру следует провести и в налоговом учете.
Наши неторопливые…
Новая форма декларации по НДС: применяется при отчетности за январь 2016 года
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 02.02.2016 г. № 3240/7/99-99-19-03-00-17
О налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с 1 января 2016 года
Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве, Межрегиональному главному управлению ГФС — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков
Государственная фискальная служба Украины сообщает об особенностях представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость за январь 2016 года.
Законом Украины от 24 декабря 2015 года № 909-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» (далее — Закон № 909) внесены существенные изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс) в части определения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и их уплаты в бюджет, в частности сельскохозяйственными товаропроизводителями.
С целью обеспечения выполнения новых правил налогообложения, введенных с 1 января 2016 года, Министерством финансов Украины приказом от 28.01.2016 № 21 «Об утверждении форм и порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» (далее — приказ № 21) утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость. Приказ № 21 зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 29 января 2016 года за № 159/28289 и опубликован в официальном издании «Урядовий кур’єр» 30 января 2016 года.
Учитывая то, что последние изменения в налогообложении, введенные с 1 января 2016 года, в полной мере могут быть отражены только в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом № 21, налоговая отчетность по НДС начиная с отчетного периода январь 2016 года всеми плательщиками налога представляется по новой форме в электронном виде.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Если следовать букве закона, то новую форму декларации плательщики НДС должны были бы применять только при составлении отчетности за февраль 2016 года (п. 46.6 НКУ). Ведь утвердивший ее приказ Минфина официально опубликован в предпоследний день января текущего года. Вместе с тем предыдущая форма декларации (приказ Минфина от 23.09.2014 г. № 966), которая должна применяться плательщиками НДС при отчетности за январь этого года, уже не соответствует новым правилам администрирования НДС, в частности, для плательщиков, избравших спецрежим обложения НДС (на этот момент мы как раз обращали внимание в комментарии к письму ГФСУ от 05.01.2016 г. № 203/7/99-99-19-03-02-17 — см. его в «Бухгалтере» № 2–3'2016 на с. 21).
Так что ничего удивительного в том, что налоговики сообщают о применении всеми плательщиками НДС новой формы декларации при составлении отчетности за январь 2016 года. Хотя, на наш взгляд, юридически правильнее доводить это сообщение в виде совета или рекомендации.
Подробности в журнале «Бухгалтер» А. Кирша