«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 42 (902) Ноябрь (II) 2017

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 42 (902)  Ноябрь (II) 2017

В очередном номере журнала «Бухгалтер»:
НДС: нюансы расчета корректировки
Бюджетное возмещение: есть ли срок давности?
Членские взносы в корпорации: что с НДС
Аренда грузовика: горючее и акциз
Недвижимость: ЮРЕН-управляющий
Кредиторская задолженность: разъяснения
Разъездные работы: актуальные подробности
Оплата услуг: может ли стать займом
Темархив: Охрана труда: микроэнциклопедия

Член-участник

Членские взносы от участников концерна: облагаются ли НДС

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 05.10.2017 г. № 2136/6/99-99-15-03-02-15/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка обложения НДС операций по получению от участников Концерна взносов на содержание Концерна и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), сообщает.
Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами НКУ (пункт 1.1 статьи 1 раздела I НКУ).
Согласно нормам действующего законодательства плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять сущность и соответствие осуществляемых ими операций перечисленным НКУ.
При этом пунктом 44.1 статьи 44 раздела ІІ НКУ определено, что для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX НКУ.
В соответствии с подпунктом 194.1.1 пункта 194.1 статьи 194 раздела V НКУ налог на добавленную стоимость составляет 20 проц., 7 проц. базы обложения НДС и прибавляется к цене товара/услуги.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 185.1 статьи 185 раздела V НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со статьей 186 раздела V НКУ расположено на таможенной территории Украины.
Под поставкой товаров понимается любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда (подпункт 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).
Под поставкой услуг понимается любая операция, не являющаяся поставкой товаров, либо другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставлению других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (подпункт 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).
В соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 раздела V НКУ база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме акцизного налога на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается со стоимости услуг сотовой мобильной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров)).
В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налогов непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.
С учетом изложенного, в случае если взносы на содержание Концерна, поступающие от участников Концерна, являются компенсацией стоимости поставленных участникам Концерна товаров/услуг, операции по поставке которых являются объектом обложения НДС, то такие взносы включаются в базу обложения НДС.
В случае если взносы на содержание Концерна, поступающие от участников Концерна, не являются компенсацией стоимости поставленных товаров/услуг, то при получении таких взносов объект обложения НДС не возникает.
Вместе с тем сообщаем, что информации, изложенной в обращении, недостаточно для предоставления исчерпывающей индивидуальной налоговой консультации по поднятому вопросу, поэтому в случае необходимости предлагаем повторно обратиться в контролирующий орган с предоставлением подробного описания указанных операций и копий документов (в том числе действующего Устава Концерна), которые касаются таких операций.

От редакции
В комментируемой ИНК налоговики предоставили уклончивый ответ об НДС-учете взносов от участников концерна в зависимости от того, являются они или не являются компенсацией стоимости поставленных товаров/услуг.
Напомним, что в докодексные времена в письме от 27.06.2006 г. № 12089/7/15-0517 (см. его в «Бухгалтере» № 33'2006 на с. 12–13) ГНАУ предоставила положительный ответ о необложении членских взносов в ассоциацию:
«Членские взносы от членов организаций физических и юридических лиц, получаемые неприбыльной организацией в виде денежных средств, не подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку они не являются оплатой поставки товаров или услуг».*
* «Неприбыльность» организации в данном случае (в отношении членских взносов) не имеет значения.
Кстати, о необложении НДС членских взносов мы писали еще раньше — в «Бухгалтере» № 29'2005 на с. 43–44 и уже тогда настаивали на том, что получение членских взносов и удовлетворение нужд членов организации ни поставкой товаров (услуг), ни экспортом, ни импортом не являются.
Да и налоговики долгое время не вредничали в этом вопросе. Так, в письме ГНСУ от 13.02.2013 г. № 2231/6/23-50.01-14 они дали достаточно мотивированный ответ на вопрос, облагаются ли НДС членские взносы от предприятий — участников корпорации:
«членские взносы от предприятий — участников корпорации, которые получает корпорация в виде денежных средств, не подпадают под объект обложения НДС, поскольку они не являются оплатой операций поставки товаров или услуг».
Разве за это время изменилось определение поставки товаров/услуг?

 Фрахт, тибидох, трахт

Неприбыльщик выплачивает нерезиденту доход в виде фрахта: как отчитаться

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 21.09.2017 г. № 2011/6/99-99-15-02-02-15/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела запрос на получение налоговой консультации относительно налогообложения дохода нерезидента, полученного в виде фрахта, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
Согласно п/п. 14.1.260 п. 14.1 ст. 14 Кодекса фрахт — это вознаграждение (компенсация), которое выплачивается по договорам перевозки, найма или поднайма судна либо транспортного средства (их частей) для: перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами; перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.
В соответствии с п/п. 141.4.1 п. 141.4 «Особенности налогообложения нерезидентов» ст. 141 раздела ІІІ «Налог на прибыль предприятий» Кодекса доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, которые определены данной статьей. Для целей данного пункта к доходам, полученным нерезидентом с источником их происхождения из Украины, отнесен, в частности, фрахт (абзац «г» п/п. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).
Подпунктом 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса определено, что резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства нерезидента на территории Украины) какую-либо выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в национальной валюте), удерживают налог с таких доходов, указанных в п/п. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса, по ставке в размере 15 процентов (кроме доходов, указанных в подпунктах 141.4.3–141.4.6 и 141.4.11 п. 141.4 ст. 141 Кодекса) их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.
Сумма фрахта, уплачиваемая резидентом нерезиденту по договорам фрахта, облагается налогом по ставке 6 процентов у источника выплаты таких доходов за счет этих доходов. При этом базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта; лицом, уполномоченным взимать налог и вносить его в бюджет, является резидент, выплачивающий такие доходы, независимо от того, является ли он плательщиком налога, а также субъектом упрощенного налогообложения (п/п. 141.4.4 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).
Информацию о выплаченных доходах нерезидентам, суммах удержанного из них налога и примененной для налогообложения ставке плательщики указывают в приложении к форме Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.10.2015 № 897 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 28.04.2017 № 467), а именно Расчете (отчете) налоговых обязательств нерезидентов, которыми получены доходы с источником их происхождения из Украины (приложение ПН к декларации), являющемся ее неотъемлемой частью.
Следовательно, резидент (в данном случае неприбыльная организация), выплачивающий доходы нерезиденту в виде фрахта, вносит в бюджет налог в размере 6 процентов суммы фрахта и представляет в контролирующий орган по своему местонахождению декларацию с заполненным приложением ПН.
В декларации заполняются все обязательные реквизиты (ст. 48 Кодекса).
При этом резидент в декларации помимо строки 23 ПН, где указывается сумма уплаченного налога при выплате доходов нерезидентам в отчетном периоде, определенного на основании Расчета (отчета) налоговых обязательств нерезидентов, которыми получены доходы с источником их происхождения из Украины, другие показатели не заполняет.
Кроме того, лицо, выплачивающее доходы нерезиденту, не должно становиться на учет в качестве самостоятельного плательщика налога на прибыль.
Следует отметить, что в соответствии с п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

От редакции
Налоговики разъяснили, что любой резидент (даже неприбыльная организация), выплачивающий доходы нерезиденту в виде фрахта, должен уплатить в бюджет налог в размере 6% за счет этих доходов и представить в контролирующий орган по своему местонахождению «прибыльную» декларацию с заполненным приложением ПН.
Таким образом, при выплате дохода нерезиденту неприбыльная организация должна отчитаться декларацией по налогу на прибыль, заполнив только строку 23 ПН.
На этом, успокаивают налоговики, все «прибыльные» обязанности для неприбыльщиков должны закончиться, и им не нужно становиться на учет в качестве самостоятельного плательщика налога на прибыль.
Тот факт, что неприбыльщик не является плательщиком налога на прибыль, но должен отчитаться как «прибыльщик» при выплате нерезидентских доходов, давно никого не удивляет. Подобную почетную обязанность налоговики возложили и на ЮРЕНов (см. консультацию из журнала «Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 36/2016 в «Бухгалтере» № 19'2017 на с. 14т–15т, а также письмо ГФСУ от 13.10.2014 г. № 7984/6/99-99-19-02-02-15 в «Бухгалтере» № 45'2014 на с. 14).

Закрытие сезона: хит программы — ЕСВ

Общий ФОП платит ЕСВ за месяц, в котором он закрылся

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 11.10.2017 г. № 2207/Щ/99-99-13-02-01-14/ІПК
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрела <...> запрос <...> относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) физическими лицами — предпринимателями, находящимися на общей системе налогообложения в 2017 году, и сообщает следующее.
Действие Закона Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VІ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464) распространяется на отношения, возникающие при осуществлении деятельности, связанной со сбором и ведением учета единого взноса.
Плательщики единого взноса обязаны своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос (пункт 1 части второй статьи 6 Закона № 2464).
Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика (часть двенадцатая статьи 9 Закона № 2464).
Плательщиками единого взноса в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона № 2464 являются, в частности, физические лица — предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения.
Согласно абзацу первому пункта 2 части первой статьи 7 Закона № 2464 базой начисления единого взноса для указанных плательщиков является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц.
С 01.01.2017 г., в случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик обязан определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом № 2464 (абзац второй пункта 2 части первой статьи 7 Закона № 2464).
Физическое лицо — предприниматель лишается статуса предпринимателя с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности данного физического лица (часть восьмая статьи 4 Закона Украины от 15 мая 2003 года № 755-ІV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (далее — Закон № 755)).
Таким образом, последним периодом, за который необходимо уплатить единый взнос, будет период со дня окончания предыдущего отчетного периода по день государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности такого физического лица.
В случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя такое лицо пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность, которые предусмотрены для плательщика единого взноса в части деятельности, осуществлявшейся им в качестве физического лица — предпринимателя.
В соответствии с регистрационными данными ІС «Налоговый блок» <...>, состоящее на учете в <...> (далее — ОГНИ) в течение предпринимательской деятельности применяло общую систему налогообложения.
На основании сведений из регистрационной карточки, предоставленной государственным регистратором согласно Закону № 755, <...> прекращено предпринимательская деятельность <...> 01.2017 г., номер записи <...>.
Поскольку пропорциональный расчет базы начисления единого взноса для данной категории плательщиков Законом № 2464 не предусмотрен, месяц, в котором такое лицо прекратило предпринимательскую деятельность, относится к базовому отчетному периоду, за который уплачивается единый взнос.
Следовательно, последним периодом, за который необходимо уплатить единый взнос для <...>, является январь 2017 года.
Кроме того, сообщаем, что Закон № 2464 не содержит льгот и исключений относительно последнего периода, за который необходимо уплатить единый взнос в случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Вместе с тем подчеркиваем, что в случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса страхователи несут финансовую и административную ответственность в соответствии со статьей 25 Закона № 2464 и статьей 1651 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Вместе с тем сообщаем, что согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

От редакции
Следует отметить, что по поводу уплаты ЕСВ закрывающимися ФОПами налоговики уже высказывались не раз (см., например, письмо ГФСУ от 30.12.2016 г. № 41658/7/99-99-13-02-01-17 в «Бухгалтере» № 2–3'2017 на с. 27–29, ИНК ГФСУ от 29.05.2017 г. № 399/П/99-99-13-02-01-14/ІПК в «Бухгалтере» № 23'2017 на с. 18–19). Так вот, в указанных разъяснениях присутствовало сакраментальное предложение:
«Последним периодом, за который необходимо уплатить единый взнос, будет период со дня окончания предыдущего отчетного периода до дня государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности такого физического лица».
И «спящие» ФОПы гадали, нужно ли уплачивать ЕСВ за январь 2017 года, если они закрылись, например, 3 января 2017 года? Потому как с периодами у ФОПов не всё просто — сейчас они платят ЕСВ раз в год (с 01.01.2018 г. будут платить ЕСВ ежеквартально).
Присутствует указанное предложение и в комментируемой ИНК, однако налоговики наконец-то пошли дальше и разъяснили, что, поскольку пропорциональный расчет базы начисления ЕСВ для общих ФОПов Законом о ЕСВ не предусмотрен, месяц, в котором такие лица прекратили предпринимательскую деятельность, относится к базовому отчетному периоду, за который уплачивается ЕСВ.

Об этом и многом другом – в журнале «Бухгалтер» Александра Кирша.



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

388
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...