Журнал о бухучете и налогах для практиков №39 (803) Октябрь (III) 2015
В свежем номере «Бухгалтера»:
Дешевый экспорт: НДС — по ставке 20%
Поставка жилья: база обложения НДС
Покупатель перестал быть плательщиком НДС: нюансы
Налоговая накладная: сводная и аванс
Счет-фактура: не первичный документ
Страхвыплаты: учет бух- и налоговый
Налоговые накладные: когда составляет филиал
Бюджетное возмещение НДС: нюансы декларирования
Инжиниринг: место поставки
«Не объект обложения»: это не льгота
Старые кредиты в инвалюте: позиция Верховного Суда
Расчеты через терминал и Интернет: таки безнал
Основные средства: разъяснения
Торговля в рассрочку: как учитывать
Невыездная проверка: должны предупреждать
Плохо, если вы должны Родине, но если она вам должна сама, то это еще хуже
Бюджетное возмещение НДС: кому оно (не) положено
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 28.09.2015 г. № 20540/6/99-95-42-01-16-01
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела <...> относительно бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Согласно пункту 200.5 статьи 200 Налогового кодекса Украины не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, которые:
были зарегистрированы в качестве плательщиков данного налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по итогам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);
имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньшие, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).
Следовательно, лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога на добавленную стоимость менее 12 календарных месяцев, имеет право включить в бюджетное возмещение суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров/услуг, которые используются для сооружения (строительства) основных фондов, в том числе и в случае, если объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев являются меньшими, чем заявленная сумма бюджетного возмещения.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики напомнили, что табу на получение бюджетного возмещения устанавливает п. 200.5 НКУ, который запрещает возмещать НДС из бюджета двум категориям плательщиков. Правда, для этих двух категорий есть и исключение. Независимо от НДСного стажа и объема налогооблагаемых операций плательщик может заявить налоговый кредит, сформированный в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов.*
Обращаем внимание: в п. 200.5 НКУ речь идет не только о купленных ОФ (ОС), но и о тех, которые еще строятся. И здесь важно, чтобы стоимость создаваемого объекта превышала 6000 грн, а расходы, например, на материалы или какие-нибудь работы могут быть и меньше указанной суммы. И входной НДС по таким расходам имеет полное право на возмещение.
Однако время от времени налоговики выступают против предоставления возмещения по сооружаемым (то есть еще не учитываемым на счете 10) основным средствам. Поэтому нередко предприятиям, отстаивающим право на возмещение НДС по ОС, не введенным в эксплуатацию, приходится пройти все судебные инстанции. Свидетельство этому — постановление ВСУ от 20.01.2015 г. № 21-316а14 (см. информацию о нем в п. 5 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 13’2015 на с. 23). Так, при проверке налоговики отказали в праве на возмещение по не введенным в эксплуатацию ОС. Окончательную точку в деле поставил лишь ВСУ, отметив, что оснований для удовлетворения заявления контролеров нет и право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления ОС на баланс предприятия и отражением их на счете 10 «Основные средства».
* В п. 200.5 НКУ говорится об ОФ, а не ОС.
Шаг влево, шаг вправо…Доход ниже, доход выше…
За завышение дохода в декларации могут привлечь к уголовной ответственности
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 25.09.2015 г. № 8960/С/99-99-10-03-02-14
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела Ваше обращение <...> и в пределах компетенции сообщает.
Статьей 358 Уголовного кодекса Украины (далее — Кодекс) предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или другого официального документа, который выдается или заверяется предприятием, учреждением, организацией, гражданином-предпринимателем, частным нотариусом, аудитором или другим лицом, имеющим право выдавать или заверять такие документы, и который предоставляет права или освобождает от обязанностей, с целью использования его как поддельщиком, так и другим лицом.
Статьей 366 Кодекса предусмотрена ответственность за служебную подделку, то есть внесение служебным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, другую подделку документов, а также составление и выдачу заведомо ложных документов.
Таким образом, при внесении недостоверных данных в налоговую декларацию, в том числе когда доход завышен, такие действия могут иметь правовые последствия в виде привлечения к уголовной ответственности.
Вместе с тем в соответствии со статьей 17 Уголовного процессуального кодекса Украины лицо считается невиновным в совершении уголовного правонарушения и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
К слову, текущая судебная практика основывается на том, что официальными документами признают составленные (выданные) должностными лицами от имени органов государственной власти или местного самоуправления либо юрлиц любой формы собственности.
Вместе с тем такие бумаги удостоверяют определенные факты и события, имеющие правовое значение. Эти документы нужно составлять надлежащим образом по форме, и они должны содержать необходимые реквизиты. Обратите внимание: подлог официальных документов может заключаться как в полной фальсификации, так и в частичном изменении содержания подлинного документа, а вот непосредственные способы подделки могут быть разными.
Так что должностные лица не должны забывать, что официальный документ имеет следующие признаки:
— он составлен, выдан или удостоверен соответствующим лицом в рамках его профессиональной или служебной компетенции по определенной законом форме и с надлежащими реквизитами;
— зафиксированная в таком документе информация носит юридически значимый характер, то есть подтвержденные или удостоверенные ею конкретные события, явления или факты должны приводить или быть способными привести к последствиям правового характера в виде возникновения (реализации), изменения или прекращения определенных прав и/или обязанностей.
А вот несоответствие документа хотя бы одному из приведенных критериев препятствует признанию его официальным!
Адрес автомобиля
Адрес хозяйственной единицы в передвижной торговой сети
Какой адрес субъект хозяйствования, осуществляющий торговлю с автомобиля, указывает в кассовом чеке в реквизите «Адрес хозяйственной единицы»?
Кассовый чек согласно п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614 (далее — Положение № 614), должен содержать обязательные реквизиты, в частности адрес хозяйственной единицы.
Адрес хозяйственной единицы — это адрес, указанный в разрешении на размещение хозяйственной единицы (договоре аренды, другом документе на право собственности или пользования хозяйственной единицей) (раздел 1 Положения № 614).
В соответствии с п. 14 главы 2 раздела II Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417, после получения надлежащим образом оформленных документов для регистрации РРО контролирующий орган предоставляет субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО, которое удостоверяет регистрацию РРО в ГФС Украины, в котором указывается, в частности, адрес хозяйственной единицы, соответствующий налоговому адресу субъекта хозяйствования.
Таким образом, если субъект хозяйствования осуществляет торговлю через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны и т. п.), то есть у него отсутствует разрешение на размещение хозяйственной единицы, то по строке 2 «Адрес хозяйственной единицы» кассового чека указывается адрес субъекта хозяйствования, указанный в регистрационном удостоверении, выданном на РРО.
«Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 35/2015
От редакции
Напомним, что ЧПЕНы групп 2 и 3 независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн, освобождены от обязанности применять РРО (п. 296.10 НКУ, п. 6 ст. 9 Закона об РРО). Если же такую торговлю осуществляет юрлицо — ему придется использовать РРО.
Без РРО, но с использованием РК и КУРО можно осуществлять розничную торговлю через средства передвижной торговой сети (п. 2 Перечня № 1336*).
* Перечень отдельных форм и условий ведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный Постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.
Однако если объем расчетных операций на один хозсубъект в течение года превысит 200 тыс. грн — придется применять РРО!