Журнал о бухучете и налогах для практиков № 38 (850) Октябрь (II) 2016
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
ВЭД-зачет: Вадсуд о возможности
Декоммунизация: последствия
Бесплатная передача: НО и НК по НДС
Военный сбор: разъяснения
«Не тот» ЧПЕН: если ему уже уплачено
Возвратная тара: микроэнциклопедия
Темархив: Фиксирование нереальных хозяйственных операций: Методические рекомендации
Пускай ты умер, но 1ДФ осталась!
Как отразить в ф. № 1ДФ арендную плату в случае смерти арендодателя
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 30.08.2016 г. № 18794/6/99-99-13-02-03-15
(извлечение)
<...>
Одним из существенных условий договора аренды земли является срок действия договора аренды (ст. 15 [Украины от 06 октября 1998 года] Закона № 161[-XІV «Об аренде земли»]).
Договор аренды земли прекращается, в частности, в случае истечения срока, на который он был заключен (ст. 31 Закона № 161).
При этом переход права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу не является основанием для изменения условий или расторжения договора, если иное не предусмотрено договором аренды земли (ст. 32 Закона № 161).
Наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от умершего физического лица (наследодателя) к другим лицам (наследникам) (ст. 1216 ГКУ).
В состав наследства входят все права и обязанности, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти (ст. 1218 ГКУ).
Пунктом 1 ст. 1225 ГКУ установлено, что право собственности на земельный участок переходит к наследникам на общих основаниях с сохранением его целевого назначения.
Особенности налогообложения доходов физического лица от предоставления недвижимости в аренду (субаренду), жилой наем (поднаем) регламентируются п. 170.1 ст. 170 НКУ.
В то же время в соответствии с п. 162.3 ст. 162 НКУ в случае смерти плательщика налога — арендодателя (при отсутствии налоговых обязательств в качестве нерезидента согласно НКУ) налог за последний налоговый период взимается с начисленных в его пользу доходов. В соответствии с этим последним налоговым периодом считается период, который заканчивается днем, на который приходится смерть такого плательщика налога.
В случае если налоговым агентом (арендатором) после смерти физического лица (арендодателя) по договору аренды земли продолжается начисление арендной платы, то налоговый агент не отражает сведения о начисленных суммах арендной платы в налоговом расчете формы № 1ДФ, поскольку отсутствует субъект, в пользу которого производится такое начисление.
Вместе с тем в налоговом расчете формы № 1ДФ отражается арендная плата по договору аренды земли, которая начислена налоговым агентом — арендатором в пользу наследников, в том налоговом периоде, в котором такая сумма фактически будет выплачена, с соответствующим налогообложением и указанием суммы налога на доходы физических лиц, удержанного (перечисленного) в соответствующий бюджет.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Первое, что сказали налоговики: если иное не предусмотрено договором аренды, после смерти арендодателя арендатор имеет право на использование земельного участка в соответствии с заключенным договором, а к новому собственнику земучастка (наследнику) переходят права и обязанности умершего арендодателя.
Второй и главный вопрос: в чью пользу далее начислять НДФЛ и под чьим налоговым номером показывает ее в ф. № 1ДФ?
Налоговики считают, что если налоговый агент продолжает начислять арендную плату после смерти арендодателя, то отражать ее в ф. № 1ДФ не нужно, поскольку отсутствует субъект, в пользу которого производится такое начисление.
А не будет ли в этом случае штрафа за представление ф. № 1ДФ не в полном объеме (510 грн или 1020 грн на основании п. 119.2 НКУ)? В этой связи стоит обратить внимание на письмо ГФСУ от 10.11.2015 г. № 23958/6/99-99-17-02-01-15, в котором указано, что если налоговый агент в период, когда умерло физическое лицо, отразил эти суммы в ф. № 1ДФ, то контролирующим органом направляется уведомление о том, что налоговый номер физлица закрыт в связи с уведомлением о смерти от отделов РАГС, и штрафные санкции, предусмотренные п. 119.2 НКУ, в данном случае к налоговому агенту применяться не будут.
Так-то оно и так (но для конкретного плательщика и в индивидуальной консультации), но, на наш взгляд, лучше вообще не начислять арендую плату; пока новый собственник имущества не заявит о себе. Об этом, кстати, говорят и сами налоговики — отсутствует субъект, в пользу которого производится начисление.
Тур, но не Хейердал
Стоимость тура выходного дня за счет профсоюза: какое налогообложение и есть ли варианты для освобождения от него
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 02.09.2016 г. № 19029/6/99-99-13-02-03-15
Государственная фискальная служба Украина, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрела письмо <...> относительно практического применения норм действующего законодательства и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с п/п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 Кодекса неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее — неприбыльная организация), которое одновременно соответствует установленным данным подпунктом требованиям.
Обязательным условием для неприбыльных организаций является использование своих доходов (прибылей) исключительно для финансирования расходов на свое содержание, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами (п/п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 Кодекса).
К неприбыльным организациям, которые соответствуют требованиям п. 133.4 ст. 134 Кодекса и не являются плательщиками налога, могут быть отнесены, в частности, профсоюзные организации (п/п. 133.4.6 п. 133.4 ст. 133 Кодекса).
Особенности правового регулирования, основы создания, права и гарантии деятельности профессиональных союзов определены Законом Украины от 15 сентября 1999 года № 1045-XІV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 1045).
Профессиональные союзы создаются в целях осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза и ведут свою деятельность на основании устава.
Источники поступления (формирования) средств профсоюза и направления их использования определяются в их уставных документах (ст. 14 и 15 Закона № 1045).
Следовательно, профсоюзная организация, которая соответствует требованиям п/п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 Кодекса и внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, имеет право в статусе неприбыльной организации использовать собственные доходы (прибыли) исключительно на финансирование расходов на свое содержание, реализацию цели (целей, задач) и направлений уставной деятельности без распределения таких доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц.
Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом ІV Кодекса, согласно п/п. «е» п/п. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Кодекса в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный плательщиком налога в качестве дополнительного блага (кроме случаев, предусмотренных ст. 165 Кодекса) в виде стоимости бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога, кроме сумм, указанных в п/п. 165.1.53 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.
Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога 18 проц., определенную ст. 167 Кодекса (п/п. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса).
Кроме того, доходы, определенные ст. 163 Кодекса, являются объектом обложения военным сбором (п/п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).
Ставка военного сбора составляет 1,5 проц. объекта налогообложения, определенного п/п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса (п/п. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).
Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Кодекса (п/п. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).
С учетом изложенного стоимость туров выходного дня и летнего отдыха, которые организуются и оплачиваются за счет средств профессионального союза для членов профсоюза и членов их семей без приобретения путевок, включается в их общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как дополнительное благо и облагается налогом на доходы физических лиц и военным сбором на общих основаниях.
Согласно Справочнику признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога (форма № 1ДФ), утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4, доходы в виде дополнительного блага отражаются под признаком дохода «126».
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики разъяснили, что стоимость туров выходного дня и летнего отдыха, которые организуются и оплачиваются за счет средств профсоюза и членов их семей без приобретения путевок, считаются налогооблагаемым доходом в виде дополнительного блага. А значит, из него нужно удержать 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора.
Однако комплексовать по поводу потери 19,5% виртуального дохода не стоит. Дело в том, что в НКУ имеется ряд норм, на основании которых можно избежать вышеуказанного налогообложения. Например, согласно п/п. 165.1.47 НКУ сумма выплат или возмещений (кроме зарплаты или других выплат по ГПД), которые осуществляются по решению профсоюза в пользу члена такого профсоюза в течение года совокупно в размере, не превышающем предельного размера, который дает право на НСЛ (в 2016 году — 1930 грн), не считается объектом для удержания НДФЛ и военного сбора. Так что, на наш взгляд, профсоюзы вполне могут воспользоваться этой нормой, если в их уставе (положении) были упомянуты соответствующие направления использования денежных средств (оплата туров выходного дня и т. п.).
Ставка Верховного Г-нокомандования
Какая ставка акциза применяется при переоборудовании авто
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 22.09.2016 г. № 20625/6/99-99-12-03-03-15
О предоставлении налоговой консультации относительно применения ставок акцизного налога при переоборудовании автомобилей
Законом Украины от 31 мая 2016 года № 1389-VІІ «Об изменениях к подразделу 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств» (далее — Закон № 1389) предусмотрено, что сниженные ставки акцизного налога применяются для легковых автомобилей, за исключением тех, которые:
имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом согласно закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине согласно законодательству, либо ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины, определенной таковой согласно закону Украины;
произведены до 1 января 2010 года;
ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, другим хозяйственным и гражданско-правовым договорам или по решению суда в количестве свыше одного легкового автомобиля в течение календарного года.
Пунктом 216.4 статьи 216 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) предусмотрено, в частности, что датой возникновения налоговых обязательств в случае ввоза подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления контролирующему органу таможенной декларации для таможенного оформления.
Следовательно, сниженные ставки акцизного налога применяются для легковых автомобилей при ввозе их на таможенную территорию Украины с учетом условий, предусмотренных Законом № 1389.
Что касается применения размера ставок акцизного налога при переоборудовании ввезенных грузовых транспортных средств, которые до переоборудования при ввозе соответствовали товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, а после переоборудования соответствуют товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, то акцизный налог с указанной выше операции исчисляется по ставкам, определенным в подпункте 215.3.51 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса, размер которых зависит от кода продукции согласно УКТ ВЭД, рабочего объема цилиндров двигателя и срока эксплуатации (новые транспортные средства или те, которые использовались не более / свыше пяти лет).
Ставка акцизного налога установлена в иностранной валюте (евро). С учетом изложенного расчет суммы налога осуществляется по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины, который действует на первый день квартала, в котором возникло налоговое обязательство, и остается неизменным в течение квартала (пункт 217.3 статьи 217 Кодекса).
Подпунктом 212.1.14 пункта 212.1 статьи 212 Кодекса лицо — владельца ввезенного на таможенную территорию Украины грузового транспортного средства, которое переоборудуется в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог, определено в качестве плательщика акцизного налога.
Согласно пункту 216.11 статьи 216 Кодекса датой возникновения налоговых обязательств в случае осуществления переоборудования грузового транспортного средства, соответствующего товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, в легковой автомобиль, соответствующий товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. В этом случае акцизный налог уплачивается владельцем такого транспортного средства не позднее даты представления документов в орган внутренних дел Украины для регистрации или перерегистрации такого транспортного средства.
От редакции
Налоговики разъяснили, что при взимании акцизного налога при переоборудовании ввозимых грузовых транспортных средств, которые до переоборудования соответствовали товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, а после — товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, необходимо применять ставки, определенные в п/п. 215.3.51 НКУ. Размер таких ставок зависит от кода продукции согласно УКТ ВЭД, рабочего объема цилиндров двигателя и срока эксплуатации (новые транспортные средства или те, которые использовались не более / свыше пяти лет).
Датой возникновения «акцизных» налоговых обязательств является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного авто (грузового — в легковой) требованиям безопасности дорожного движения.
О юридических тонкостях переоборудования авто* — см. в «Бухгалтере» № 37'2007 на с. 42–43.
* В указанной статье рассмотрены и налоговые последствия автопереоборудования, но они устарели.
Подробнее – в свежем номере журнала «Бухгалтер» Александра Кирша.