Журнал о бухучете и налогах для практиков № 37 (849) Октябрь (I) 2016
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Реализация смарт-карт: нюансы от ГФСУ
Остатки горючего: акт инвентаризации
Продажа земли физлицом: налоговые последствия
Расчет карточкой: чем возможна сдача
Хранение наличности: где можно
Реализация пива: разъяснения
Спецодежда: бухучет и налоги
Возврат предоплаты: если не предусмотрен
Темархив: Основные средства: микроэнциклопедия
НДС непереносим!
Перенос предельного срока уплаты НДС не предусмотрен
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 05.09.2016 г. № 19222/6/99-95-42-01-15
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно сроков уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговые декларации, кроме случаев, предусмотренных Кодексом, представляются за базовый отчетный (налоговый) период, который равен, в частности:
календарному месяцу (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов) — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п/п. 49.18.1 п. 49.18 ст. 49 Кодекса);
календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия) (п/п. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Кодекса).
Согласно п. 49.20 ст. 49 Кодекса, если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.
Предельные сроки представления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, которые предусмотрены Кодексом.
Плательщик налогов обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного Кодексом для представления налоговой декларации, кроме случаев, установленных Кодексом (п. 57.1 ст. 57 Кодекса).
В соответствии со ст. 202 Кодекса отчетным (налоговым) периодом по НДС является один календарный месяц, а в случаях, особо определенных Кодексом, календарный квартал.
Согласно п. 203.1 ст. 203 Кодекса налоговая декларация по НДС представляется за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.
Сумма налогового обязательства, указанная плательщиком налога в представленной им налоговой декларации по НДС, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного п. 203.1 ст. 203 Кодекса для представления налоговой декларации (п. 203.2 ст. 203 Кодекса).
Отдельная норма относительно перенесения предельного срока уплаты налогового обязательства по НДС Кодексом не предусмотрена.
При этом п. 126.1 ст. 126 Кодекса определено, что, в случае если плательщик налогов не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства, такой плательщик налогов привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:
при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,— в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,— в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.
После истечения установленных Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня (п/п. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Кодекса).
И. о. заместителя Председателя ГФСУ М. Продан
От редакции
Напомним, что в «Бухгалтере» № 45′2015 на с. 30 мы уже рассматривали вопрос, распространяется ли предельный срок уплаты налогов с учетом правовой позиции ВСУ, изложенной в Постановлении от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15,* на уплату НДС.
* Информацию об этом Постановлении ВСУ — см. в п. 1 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 31'2015 на с. 24.
В указанном Постановлении ВСУ был сделан хороший вывод, что, если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, предельным сроком представления такой декларации является первый после него рабочий день. При этом начало отсчета 10-дневного срока для уплаты определенного в декларации налогового обязательства, установленного п. 57.1 НКУ, связано именно с таким первым рабочим днем. То есть позиция ВСУ заключается в том, что 10-дневный срок для уплаты налога следует отсчитывать от фактической даты последнего дня представления налоговой декларации за соответствующий период.
Так вот, проанализировав правовую позицию ВСУ, изложенную в Постановлении от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15, мы пришли к выводу, что она не распространяется на уплату НДС.
И вот теперь налоговики фактически согласились с нами и разъяснили, что норма о переносе предельного срока уплаты налогового обязательства по НДС НКУ не предусмотрена. Как говорится, не прошло и года…
— Право на обнал есть неотъемлемое...
— Фиг вам!
Может ли продавец возвращать наличность покупателю, который рассчитался платежной карточкой, при расторжении договора купли-продажи
Письмо Национального банка Украины от 10.08.2016 г. № 50-0004/67236
(извлечение)
Национальный банк Украины рассмотрел письмо <...> относительно предоставления разъяснения по вопросу возврата наличности через платежный терминал (объединенный с регистратором расчетных операций) (далее — РРО) и в пределах компетенции сообщает следующее.
Пункт 1.42 ст. 1 Закона Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» и п. 1.2 гл. 1 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (с изменениями) (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. за № 40/10320) (далее — Положение)*, в определении термина «торговец» указывают о возможности этим субъектом хозяйствования предоставлять услуги по выдаче наличности.
* Положение № 637 — см. в «Бухгалтере» № 10–11'2015 на с. 2т–17т.
Согласно п. 2.4 гл. 2 Положения <...>, если предприятие (предприниматель) в соответствии с законодательством Украины принимает к обслуживанию электронные платежные средства с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг и оснащено платежным терминалом (в том числе соединенным или объединенным с РРО), то такое предприятие (предприниматель) может за счет наличной выручки или средств, полученных из банка, предоставлять держателю электронного платежного средства Национальной системы массовых электронных платежей и других платежных систем (если такая услуга предусмотрена их правилами) услуги по выдаче наличности с печатью квитанции платежного терминала (или расчетного документа) и отражением таких операций в соответствующей книге учета.
Однако требования данного пункта не касаются вопросов по возврату наличными стоимости товара (услуг), а предусматривают возможность одновременно с приобретением товара (услуг) держателю электронного платежного средства получить дополнительно через платежный терминал определенную сумму наличности с соответствующим списанием со счета клиента, которую предприятие выдает за счет имеющейся в кассе наличности.
Одновременно отмечаем, что порядок предоставления услуг по выдаче наличных средств в случае возврата товара (услуг) и регистрации такой операции через РРО определен в Порядке регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), который утвержден приказом Министерства финансов Украины от 14.06.2016 г. № 547 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 05.07.2016 г. за № 918/29048)*. Следовательно, предлагаем за разъяснением по данному вопросу обратиться в Министерство финансов Украины.
* Порядок № 547 — см. в «Бухгалтере» № 29–30'2016 на с. 1т–11т.— Ред.
Заместитель Председателя Национального банка УкраиныЯ. Смолий
От редакции
Напомним, что рассматривая в «Бухгалтере» № 14'2016 на с. 31–33 вопросы, связанные с возвратом товаров потребителям, мы акцентировали внимание на одном любопытном вопросе: имеет ли право субъект хозяйствования осуществлять возврат наличности через РРО, если оплата за этот товар произведена в безналичной форме (с применением POS-терминала)?
По мнению налоговиков (см. подкатегорию 109.02 «ЗІР» и «Вестник налоговой службы Украины» № 36/2012 на с. 33), при отказе от оплаченного по безналу товара (в частности, с помощью банковской карточки) средства покупателю необходимо вернуть тоже в безналичной форме. Однако никаких четких аргументов для подкрепления своей позиции налоговики не привели.
По нашему же мнению, действующее законодательство не ограничивает продавцов в праве применения в рассматриваемой ситуации как наличной, так и безналичной формы расчетов для возврата денег покупателю.
А что же сказал НБУ по поводу рассматриваемой ситуации в комментируемом письме?
Во-первых, Нацбанк сослался на толкование термина «торговец». Это не кто иной, как субъект предпринимательской деятельности, который по договору с эквайером или платежной организацией принимает к обслуживанию платежные инструменты для оплаты стоимости товаров или услуг (включая услуги по выдаче денежных средств в наличной форме). Причем так указано сразу в двух документах: п. 1.42 Закона «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» и п. 1.2 Положения № 637.
Во-вторых, НБУ разъяснил, что согласно п. 2.4 Положения № 637 предприятие, принимающее к обслуживанию электронные платежные средства и оснащенное платежным терминалом, вправе предоставлять держателю карточки услуги по выдаче наличных. Причем делают это за счет или наличной выручки, или средств, полученных в банке.
В-третьих, НБУ отметил, что порядок предоставления услуг по выдаче наличных средств в случае возврата товара (услуг) и ее регистрации через РРО определен в профильном нормативе (речь идет о Порядке № 547), и посоветовал обращаться за разъяснениями в Минфин.
ФССе предоставляют!
ФОПы тоже представляют «соцстраховский» отчет по форме Ф4-ФСС
Письмо Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 19.08.2016 г. № 3.2-29-1435
В соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464) с 1 января 2016 года физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — физические лица — предприниматели), обязаны уплачивать единый взнос в размере 22% к определенной статьей 7 данного Закона базе начисления единого взноса в сроки, определенные абзацами 3–5 части восьмой статьи 9 Закона № 2464. То есть физические лица — предприниматели относятся к категории страхователей на общих основаниях и имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с Законом Украины от 23.09.99 г. № 1105 «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее — Закон № 1105) при условии уплаты страховых взносов в Фонд.
Частью второй статьи 15 Закона № 1105 установлено, что страхователи обязаны вести учет средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и своевременно представлять органам Фонда установленную отчетность относительно этих средств. То есть общая сумма начисленных физическим лицом — предпринимателем расходов на материальное обеспечение и сумма полученного финансирования должны быть отражены им в отчете по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, по форме Ф4-ФСС з ТВП (стр. 21 «Расходы с начала года», стр. 6 «Получено от Фонда с начала года»), представленном в рабочий орган Фонда, что будет подтверждать исполнение обязательств Фонда в части обеспечения финансирования страхователя за счет средств Фонда.
В соответствии со статьей 1655 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности относительно использования страховых средств — влекут наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в части первой данной статьи,— влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Заместитель председателя комиссии Т. Блажинская
От редакции
«Нетрудоспособный» фонд отметил, что физлица-предприниматели являются страхователями на общих основаниях и имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги согласно Закону № 1105 при условии уплаты страховых взносов в Фонд.
При этом общая сумма начисленных ФОПом расходов на матобеспечение и сумма полученного финансирования должны быть отражены в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП (стр. 21 «Расходы с начала года», стр. 6 «Получено от Фонда с начала года»). Такой отчет представляется в рабочий орган Фонда, что подтвердит исполнение обязательств Фонда в части обеспечения финансирования страхователя за счет средств Фонда.
Специалисты Фонда напомнили, что за нарушение порядка использования средств Фонда и представления установленной отчетности по страховым средствам в соответствии со ст. 165 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа от 136 до 255 грн. Повторное нарушение в течение года влечет наложение штрафа от 170 до 360 грн.
Со своей стороны напомним, что с 2016 года все предприниматели уплачивают за себя ЕСВ по ставке 22% и как застрахованные лица в соответствии со ст. 20 Закона № 1105 могут претендовать на получения пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; на погребение. Однако, для того чтобы претендовать на получение пособий, ФОП должен выполнить два условия: уплатить ЕСВ за месяцы 2016 года, которые входят в расчетный период; представить необходимый пакет документов на получение пособия от Фонда. Отметим также, что порядок предоставления ФОПами документов для получения финансирования ни в одном нормативно-правовом акте не прописан, поэтому пока что болеющим и беременным ФОПам приходится руководствоваться разъяснениями «Нетрудоспособного» фонда и Минсоцполитики (письма Фонда от 27.04.2016 г. № 5.2-32-659, от 29.04.2016 г. № 2.4-46-674 и Минсоцполитики от 12.03.2016 г. № 72/18/99-16).
Подписаться на журнал «Бухгалтер» Александра Кирша по самым низким ценам можно по тел. 096-809-83-10.