Журнал о бухучете и налогах для практиков № 21 (881) Июнь (I) 2017
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Дешевый экспорт: НДС не доплачивается.
Налоговые консультации: предоставление индивидуальных.
Проверки Гоструда: правовая коллизия.
Первичные документы: Положение — изменилось.
Льготы по НДС: как отчитываться.
Перевод на другое предприятие: микроэнциклопедия.
Темархив: Электронный документооборот: главное.
Старинный вальс «Осенний сон» играет гаРРмОнист...
ЧПЕН торгует подержанными музыкальными инструментами: нужен ли РРО
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 18.05.2017 г. № 242/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК
(извлечение)
<...>
Нужно ли применять регистраторы расчетных операций (далее — РРО) при торговле бывшими в употреблении товарами, в частности музыкальными инструментами (КВЭД 47.79), на которые не установлен гарантийный срок?
Согласно п. 296.10 ст. 296 Кодекса РРО не применяются плательщиками единого налога первой, второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривень.
Нормы данного пункта не распространяются на плательщиков единого налога, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту.
Также согласно п. 6 ст. 9 в редакции Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», действующей с 01.01.2017 г. (далее — Закон № 265), РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) (предоставлении услуг) физическими лицами — предпринимателями, относящимися в соответствии с Кодексом к группам плательщиков единого налога, не применяющим РРО.
По представлению Министерства экономического развития и торговли Украины Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения РРО утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 марта 2017 года № 231 (далее — Перечень № 231).*
* Подробнее о Перечне № 231 — см. также «Бухгалтер» № 17'2017 на с. 34.— Ред.
В Перечне № 231 указываются коды УКТ ВЭД товаров, при этом классификация видов экономической деятельности (КВЭД) не имеет к нему никакого отношения.
Так, в Перечень № 231 входят музыкальные инструменты, код согласно УКТ ВЭД 9207.
По вопросу уточнения соответствия товаров, розничную торговлю которыми Вы осуществляете, кода товарной классификации согласно УКТ ВЭД Вы можете обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения), Научно-исследовательский институт судебных экспертиз или Министерство экономического развития и торговли Украины.
Следует отметить, что исключений относительно возможности неприменения РРО для товаров, которые были ранее в употреблении, нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
<...>
От редакции
Напомним, что для ЧПЕНов всех групп, торгующих сложной бытовой техникой, освобождение от РРО закончилось 08.05.2017 г. Именно тогда вступил в силу Перечень № 231.*
Поскольку музыкальные инструменты (код согласно УКТ ВЭД 9207) попали в Перечень № 231, то ЧПЕН, торгующий товаром из Перечня № 231, обязан использовать в своей работе РРО с первого дня торговли за наличные. При этом, как правильно отмечает ГФСУ в ИНК от 18.05.2017 г., никаких исключений относительно неприменения РРО для товаров, которые ранее были в использовании, нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Подобный вывод об обязательности использования РРО при осуществлении ЧПЕНом 2-й группы розничной торговли подержанными мобильными телефонами содержится и в ИНК от 16.05.2017 г. № 205/Б/99-99-14-05-01-14/ІПК.
По каким ставкам ЕН платить ФОПу, если местный совет их не установил
А отакие
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 22.02.2017 г. № 3697/6/99-99-13-01-02-15
(извлечение)
<...>
Согласно п. 293.1 ст. 293 НКУ ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленному законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы — в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
Пунктом 293.2 ст. 293 НКУ предусмотрено, что фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных громад, которые созданы согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета за календарный месяц:
1) для первой группы плательщиков единого налога — в пределах до 10 проц. размера прожиточного минимума;
2) для второй группы плательщиков единого налога — в пределах до 20 проц. размера минимальной заработной платы.
В случае осуществления плательщиками единого налога первой и второй групп хозяйственной деятельности на территориях более чем одного совета объединенных территориальных громад, которые созданы согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный данной статьей для соответствующей группы таких плательщиков единого налога (п. 293.7 ст. 293 НКУ).
Подпунктом 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 НКУ установлено, что, в случае если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад, созданный согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, которые являются обязательными согласно нормам НКУ, такие налоги до принятия решения взимаются с учетом норм НКУ с применением их минимальных ставок.
Следовательно, если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад не принял решение об установлении соответствующих ставок единого налога до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, действуют ставки единого налога, принятые для предыдущего бюджетного периода.
Если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад не принял решение об установлении соответствующих ставок единого налога для отдельного вида деятельности, то используется минимальная ставка единого налога, установленная данным сельским, поселковым, городским советом или советом объединенных территориальных громад для осуществления физическими лицами — предпринимателями деятельности на условиях уплаты единого налога.
Физическое лицо — предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным гл. 1 р. ХІV НКУ, и регистрируется в качестве плательщика единого налога в порядке, определенном данной главой.
Регистрация субъекта хозяйствования в качестве плательщика единого налога является бессрочной и осуществляется путем внесения соответствующих записей в реестр плательщиков единого налога.
Вместе с тем в соответствии с п/п. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 НКУ субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года.
Первый заместитель Председателя ГФСУ С. Билан
От редакции
Налоговики разъяснили: если сельский, поселковый, городской совет не принял решение об установлении соответствующих ставок ЕН до 15 июля предыдущего бюджетного года, то действуют ставки ЕН, принятые для предыдущего бюджетного периода.
Таким образом, если местные депутаты не справились со своими обязанностями и не установили ставки ЕН до 15 июля 2016 года, ЧПЕН может воспользоваться этой недоработкой. Например, ЧПЕН 2-й группы может платить не 640 грн (20% от минзарплаты-2017), а 275,6 грн (прошлогодняя сумма).
Правда, специалисты рекомендуют действовать подобным образом только после получения индивидуальной налоговой консультации аналогичного содержания.
НДС не лечится… а безжалостно удаляется
Медицинские услуги предоставляются без НДС для всех клиентов
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 20.01.2017 г. № 1117/6/99-99-15-03-02-15
ГФС рассмотрела письмо ООО относительно порядка освобождения от обложения НДС операций по поставке услуг по здравоохранению и, руководствуясь ст. 52 НКУ, сообщает.
Согласно п/п. 197.1.5 ст. 197 НКУ операции по поставке услуг по здравоохранению заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, которые имеют лицензию на поставку таких услуг в соответствии с законодательством, освобождаются от обложения НДС (кроме услуг, определенных подпунктами «а»–«о» п/п. 197.1.5 указанной статьи НКУ).
При этом п/п. 197.1.5 ст. 197 НКУ не установлены ограничения относительно категорий лиц, которым предоставляются медицинские услуги заведениями здравоохранения.
Следовательно, операции по поставке услуг по здравоохранению заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, освобождаются от обложения НДС независимо от того, кому такие услуги предоставляются (юридическим или физическим лицам, резидентам или нерезидентам), за исключением услуг, перечисленных в п/п. «а»–«о» п/п. 197.1.5 ст. 197 НКУ, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
И. о. заместителя Председателя ГФСУ М. Продан
От редакции
ГФСУ предоставила вполне правильный исчерпывающий ответ об освобождении от НДС операций по поставке услуг по здравоохранению своим клиентам, как юридическим, так и физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам Украины. И это хорошо, поскольку из текста нормы п/п. 197.1.5 НКУ такой вывод не следует, а информационных писем и консультаций ГФС по этому вопросу до письма от 20.01.2017 г. не было.
Об этом и многом другом читайте на страницах журнала «Бухгалтер».