Журнал о бухучете и налогах для практиков № 19 (831) Май (III) 2016
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Импорт экспортированного: налоговый кредит
НДС и реорганизация: расчет корректировки
Изменение договора: НДС и срок давности
Возврат валютной финпомощи: обложение курсовой разницы
Первичка запаздывает: как отражать расходы
Инвентаризация: нюансы оформления
Налоговая пеня: влияет ли давность
Оприходование наличности: позиция Верховного Суда
Подарочные сертификаты: НДФЛ, ЕСВ и пр.
Программы: без НДС — только если отдельно!
Иностранные инвестиции — без обязательной продажи
Уступка права требования: разъяснения
Ошибка в дате НН: исправление
Ежегодные отпуска: все подробности
Темархив: Электронное администрирование
НДС: микроэнциклопедия
А задолженностей тень обретает форму пень
Влияют ли сроки давности на налоговую пеню
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 14.04.2016 г. № 8440/6/99-99-10-03-02-15
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно начисления пени и в пределах компетенции сообщает следующее.
Относительно периода применения пени
Начисление пени определяется главой 12 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).
Так, п/п. 129.1.2 п. 120.1 ст. 129 Кодекса предусмотрено, что начисление пени начинается в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования).
Следовательно, указанная норма четко определяет период начисления пени, в том числе за период административного и/или судебного обжалования, поэтому положение п. 102.1 Кодекса к определению срока, за который рассчитывается пеня, не применяется.
Касательно отнесения пени, предусмотренной главой 12 Кодекса, к административно-хозяйственным санкциям
Статьей 238 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХК) определено, что за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть меры организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.
Статьей 250 ХК определено, что административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения данным субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем действие данной статьи не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены Кодексом, Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы доходов и сборов.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики напомнили, что п/п. 129.1.2 НКУ определен период начисления пени, в частности, за период административного и/или судебного обжалования. Так, согласно этому подпункту начисление пени начинается в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения.
Однако во время определения срока, за который рассчитывают пеню, не применяют сроков давности из п. 102.1 НКУ (устанавливает предельный срок в 1095 дней для начисления денежных обязательств), а также не действуют сроки наложения административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины (последние могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения).
Об ответственности за неуплату пени — см. также консультацию из «Вестника. Право знать все о налогах и сборах» № 22/2015 в «Бухгалтере» № 25'2015 на с. 25.
Время боится НДСа
При корректировке НДС из-за изменения условий договора срок давности не применяется
Письмо Главного управления ГФС в г. Киеве от 28.04.2016 г. № 9957/10/26-15-12-01-18
Главное управление ГФС в г. Киеве рассмотрело письмо <...> относительно расчета корректировки к налоговой накладной и в пределах своих полномочий сообщает.
В соответствии с п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VІ, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), если после поставки товаров/услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая последующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг лицу, которое их предоставило, или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленного в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированного в Едином реестре налоговых накладных.
Расчет корректировки к налоговой накладной составляется также в случае исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.
То есть НКУ определено, что расчет корректировки составляется как при исправлении ошибки в налоговой накладной, так и при изменении условий договора.
Вместе с тем НКУ определен срок давности для составления расчета корректировки к налоговой накладной — 1095 дней с даты составления такой налоговой накладной и только для тех расчетов корректировки, которые составляются при исправлении ошибок в налоговых накладных (п. 50.1 ст. 50 и п. 102.1 ст. 102 НКУ).
При составлении расчета корректировки к налоговой накладной по причине изменения условий договора срок давности, определенный статьей 102 НКУ, не применяется.
Следовательно, если после окончания 1095 дней в соответствии с условиями договора финансового лизинга происходит изменение стоимости объекта финансового лизинга, то арендодатель (лизингодатель) должен составить расчет корректировки к налоговой накладной и откорректировать налоговые обязательства по НДС, а арендатор (лизингополучатель) на основании такого расчета корректировки имеет право откорректировать налоговый кредит.
Следует отметить, что ст. 36 Кодекса установлено, что плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять соответствие проведения ими операций.
Оценка правомерности отражения в налоговом учете хозяйственных операций может быть осуществлена только в рамках налоговой проверки в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно статье 52 Кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.
Обращаем внимание на то, что письма ГУ ГФС в г. Киеве не являются нормативно-правовыми актами, а имеют только информационный характер и не устанавливают правовых норм и действуют до вступления в силу нормативно-правовых актов, изменяющих соответствующие правоотношения.
Заместитель начальника ГУ ГФС в г. Киеве Э. Прудникова
От редакции
Киевские налоговики признали: при составлении расчета корректировки (РК) к налоговой накладной (НН) по причине изменения условий договора срок давности, определенный ст. 102 НКУ, не применяется. Так что если после окончания 1095 дней по договору финлизинга происходит изменение стоимости объекта финлизинга, то арендодатель (лизингодатель), считают налоговики, должен составить РК к НН и откорректировать налоговые обязательства по НДС, а арендатор (лизингополучатель) на основании такого РК вправе откорректировать свой налоговый кредит.
Налоговики также подчеркнули в письме: НКУ ограничивает срок давности для составления РК к НН (1095 дней с даты ее составления) только для случаев, когда РК составляют с целью исправления ошибки в НН* (п. 50.1 и 102.1 НКУ).
* См. по этому поводу также извлечение из письма ГФСУ от 26.01.2016 г. № 1465/6/99-95-42-01-15 в «Бухгалтере» № 10'2016 на с. 18 и редакционный комментарий к нему — там же, на с. 18.
Следует отметить, что ранее фискалы, как правило, возражали против корректировки НДС по причине изменения условий договора по истечении срока давности. Об этом свидетельствует, например, определение Вадсуда от 18.02.2016 г. № К/800/11558/13, в котором суд признал неправомерность применения срока давности при корректировке НДС из-за изменений условий договора.
Это — как внезапная остановка: ехали-ехали и...
Инвентаризация «по требованию»: нюансы оформления
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 13.04.2016 г. № 8191/6/99-99-19-03-02-15
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо субъекта хозяйствования относительно порядка осуществления плательщиком налогов инвентаризации при проведении контролирующими органами проверок и сообщает.
В соответствии с подпунктом 20.1.9 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) контролирующие органы имеют право требовать от плательщиков налогов, проверяемых в ходе проверок, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.
В случае отказа плательщика налогов (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или ведут деятельность, подлежащую лицензированию, патентованию и/или сертификации) от проведения такой инвентаризации или непредоставления для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные статьей 94 НКУ.
В соответствии с пунктом 7 Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 № 879, инвентаризация по требованию контролирующего органа, который в соответствии с законом имеет право требовать ее проведения, проводится на основании надлежащим образом оформленного документа. Инвентаризация в этих случаях должна начаться в срок и в объеме, которые указаны в таком документе, но не ранее дня его получения плательщиком налогов.
Что касается оформления требования контролирующего органа об осуществлении инвентаризации плательщиком налогов в ходе проведения выездной документальной проверки, то НКУ и нормативно-правовыми актами, принятыми с целью его реализации, не предусмотрены требования к оформлению и содержанию такого документа.
Таким образом, требование о проведении инвентаризации оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации с соблюдением типовой инструкции по делопроизводству и направляется (вручается) плательщику налогов в порядке статьи 42 НКУ.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 раздела ІІІ Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.08.2015 № 727, в описательной части акта (справки) документальной проверки отражается информация о проведенных плательщиком налогов в ходе осуществления проверки инвентаризациях его основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности, а также информация относительно инвентаризации документов, расчетов (в случае ее проведения).
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики разъяснили, что инвентаризация по требованию контролирующего органа проводится на основании надлежащим образом оформленного документа. Инвентаризация в таких случаях, подчеркивается в письме, должна начаться в срок и в объеме, которые определены в таком документе, но не ранее дня его получения плательщиком налогов.
Что касается оформления требования контролирующего органа об осуществлении инвентаризации плательщиком налогов во время проведения выездной документальной проверки, то, как отмечают налоговики, НКУ и нормативно-правовыми актами, принятыми с целью его реализации, не предусмотрены требования к оформлению и содержанию такого документа. Поэтому данное требование оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации и направляется (вручается) плательщику налогов.
Напомним, что в статье, посвященной инвентаризации «по требованию» (см. ее в «Бухгалтере» № 19(47)'2013 на с. 32–34), подчеркивалось: ключевая проблема, связанная с исполнением требований налоговиков о проведении инвентаризации,— это отсутствие установленных сроков ее проведения.
Ну если со сроком начала инвентаризации все более-менее понятно (не ранее дня получения предприятием соответствующего документа), то относительно момента ее окончания налоговики высказались в письме ГНАУ от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016 (см. его в «Бухгалтере» № 27'2011 на с. 25): исследование результатов инвентаризации должно быть осуществлено в сроки проведения проверки. То есть инвентаризация должна закончиться до составления акта проверки, иначе зафиксировать исследование результатов инвентаризации в нем проверяющим не удастся.
Всегда актуальная информация – на страницах журнала «Бухгалтер»