Зачем Украине продлевать программу stand by с МВФ, если формально она не работает
По второй программе правительство по факту получило лишь 22% от обещанного размера кредитной линии
В октябре завершается действие второй программы сотрудничества Украины с МВФ. Программа, подписанная в 2010 г., была рассчитана на 2 года, а, значит, ее действие автоматически завершается уже в ближайшие недели. Теперь перед властью стоит непростой выбор: как сохранить хотя бы формальное сотрудничество с Фондом, отказавшись при этом от выполнения его ключевых условий. Без этого Украина уже в ближайшее время может столкнуться с серьезными проблемами по финансированию своего долга.
Есть эффект
Формально позитивный эффект программы сотрудничества с МВФ для Украины был невелик. Из кредитной линии на общую сумму $15,5 млрд страна получила лишь два транша в объеме $3,4 млрд, и оба – еще в 2010 г. То есть, если по первой программе stand by, подписанной Киевом с МВФ в 2008 г., он смог по факту привлечь 64% средств, то по второй эта сумма составила лишь 22% от обещанного размера кредитной линии.
Но этим эффект от сотрудничества, конечно же, не ограничивается. Контролеры МВФ требовали от властей жесткой бюджетной дисциплины и следили за эмиссией гривны. В результате при подготовке госбюджета на 2012 г. МВФ сумел настоять на снижении прогноза ВВП, закладываемого в документ – с 5% до 3,9%. Правда, сейчас мы видим невыполнение доходной части и этого «скорректированного» документа, но без правок МВФ проблемы госфинансов были бы еще масштабнее. Пенсионная реформа вице-премьера Сергея Тигипко – также «дело рук» Фонда, назвавшего ее одним из требований для выделения новых траншей.
Отсутствие программы сотрудничества прибавило бы к доходности украинских бумаг не менее чем 2 процентных пункта. При этом спрос на них также был бы гораздо ниже
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера
Но, наверное, главное, что дало правительству сотрудничество с МВФ – это чувство уверенности при выходе на долговые рынки. «Отсутствие программы сотрудничества прибавило бы к доходности украинских бумаг не менее чем 2 процентных пункта. При этом спрос на них также был бы гораздо ниже», – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Он уверен, что без программы сотрудничества с МВФ в прошлом году Киев смог бы рефинансировать не больше 80% кредитов. Ведь он бы оказался в крайне невыгодной ситуации и в разговорах с другими кредиторами, в первую очередь – с ВТБ. «Возможность в любой момент возобновить финансирование позволила нам добиться перепакетирования кредита по умеренным условиям. Иначе Украине пришлось бы привлекать средства, невзирая на доходность своих бумаг», – считает Устенко.
Причем потребность Украины в привлечении кредитов не только не снижается, но и растет. Если в текущем году страна должна вернуть МВФ около $1,3 млрд (из них правительство – $600 млн, НБУ – $700 млн), то в следующем году нужно будет заплатить $2,5 млрд из бюджета, и еще $3,1 млрд – НБУ. «С учетом евробондов, долларовых ОВГЗ и других долгов общие погашения валютного долга достигнут рекордных $9 млрд», – констатирует аналитик ИК Dragon Capital Елена Белан.
Попытка договориться
На фоне этого завершение программы с Фондом для Киева – большой риск. И последние действия правительства Украины говорят, что оно всеми силами пытается его снизить.
На этой неделе на переговоры с МВФ отбыла украинская делегация под руководством главы НБУ Сергея Арбузова. По словам первого замглавы Администрации президента Ирины Акимовой, Украина будет предлагать Фонду продлить пока еще действующую программу stand by на 2013 г.
Правда, такая пролонгация противоречит принципам работы МВФ: обычно, вместо того чтобы продолжить работу с правительством, вместо реанимации «старой» программы он просто меняет ее на новую. Правительство Украины наверняка это знает.
К тому же начать новую программу stand by после выборов правительству будет куда легче, чем вести переговоры по старой. «Инвесторы верят, что после выборов позиция украинской власти будет более уступчивой, в том числе по вопросам тарифов на газ для населения», – поясняет Виталий Ваврищук, руководитель аналитического департамента SP Advisors.
МВФ также может сделать шаг навстречу и согласовать не одномоментное повышение этих тарифов, а плавное пошаговое (не больше 20%) на протяжении года, считает Ваврищук.
Зачем же тогда правительству переговоры о продолжении нынешней программы? Чтобы «заполнить» пробел между окончанием действующей программы и открытием новой.
Пыль в глаза
Но даже при быстром и бесконфликтном проведении выборов рассчитывать на открытие новой программы Украина сможет лишь в начале следующего года. И это – очень оптимистичный сценарий. В 2010 г. между заявлением новой власти о начале переговоров с МВФ и открытием второй кредитной программы прошло почти полгода. Сейчас процесс вряд ли будет быстрее.
Если новое правительство будет сформировано в ноябре и сработает оперативно, в том же месяце отправив в Вашингтон заявку на открытие новой кредитной линии, то переговоры об этом завершатся лишь после рождественских праздников. Значит, об окончании переговоров смогут объявить лишь в феврале-марте 2013 г. Правда, в 2008 г. МВФ отошел от своих правил, открыв кредитную линию Киеву намного быстрее. Но в последние годы Фонд неоднократно показывал, что теперь не намерен в отношениях с Украиной отходить от утвержденной процедуры.
До конца года правительство должно вернуть МВФ $600 млн, причем $400 млн из них нужно выплатить уже 30 октября
Другими словами, в последние месяцы 2012 г. Украина будет жить без программы сотрудничества с Фондом, что довольно рискованно. До конца года правительство должно вернуть МВФ $600 млн, причем $400 млн из них нужно выплатить уже 30 октября.
То есть Украине нужно «разместиться» как минимум на ту же сумму, говорит Устенко. «В такой ситуации правительству нужно подогревать интерес рынка, распространяя информацию о скором восстановлении сотрудничества с Фондом», – резюмирует он.
Это подтверждает и источник в Кабмине, знакомый с ходом переговоров с МВФ: «Нас устроит любой формат сотрудничества. Главное – инвесторы должны видеть, что миссии МВФ регулярно приезжают в страну, а также то, что проект госбюджета-2013 ими одобрен». Именно этим и можно объяснить десант из министров и чиновников НБУ, который высадился в Японии в конце прошлой недели, где проходила ежегодная конференция МВФ и Всемирного банка.