Возвращение 90-х. Ждать ли нового финансового кризиса?
В понедельник, 24 августа, биржи развитых стран открылись падением. Общеевропейский индекс FTSE Eurofirst 300, франкфуртский Xetra Dax 30, лондонский FTSE 100, парижский CAC 40 – все они потеряли от 2,9% до 3,5%, аналитики ожидают, что S&P 500 также снизится на 2,6%, когда в США стартуют торги. Это реакция на шок, пришедший с азиатских рынков и начавшийся после девальвации юаня 11 августа.
Середину 2010-х годов многие уже сравнивают с 1990-ми – не только потому, что в кино снова идут «Терминатор» и «Миссия невыполнима», но и потому, что ситуацию в глобальной экономике многие аналитики считают похожей на азиатский финансовый кризис. Он начался в 1997–1998 годах с Таиланда, привел к массивным сокращениям большинства экономик Азии и ударил по рынкам всего мира от Японии до США. Slon разбирался, возвращаемся ли мы в 1990-е и чего ждать дальше.
Что общего
Первая параллель с кризисом середины 1990-х годов – то, что девальвация юаня стала рекордной с 1994 года. Bank of America Merrill Lynch в своем сообщении предупредил, что последствия нынешней девальвации могут оказаться даже хуже, чем 20 лет назад. «1 января 1994 года Китай унифицировал свой обменный курс, что привело к падению официального курса почти на 50% (c 5,8 до 8,7 юаня за доллар)», – отметил BofA. Поскольку только пятая часть сделок проходила по официальному курсу, реальный эффект девальвации составил около 7%. Если сейчас Народный банк Китая ослабит юань на 10%, как он, по мнению экспертов, планирует, девальвация 2015 года окажется значительно хуже, чем в 1994-м.
В ходе азиатского финансового кризиса обесценились большинство валют региона. Сейчас комментаторы также предупреждают о цепной реакции: после 11 августа девальвацию провели Вьетнам и Казахстан, снижения курса валют ожидают и во многих других странах.
Флешбек вызывают также падение цен на нефть и другие ископаемые ресурсы, замедление экономик Азии, рецессия в России, укрепление доллара и, следовательно, давление, которое оно оказывает на привязанные к доллару валюты других стран.
Какие различия
На этот раз, соглашаются эксперты, азиатские экономики имеют более сбалансированное соотношение экспорта/импорта, более гибкие обменные курсы и более массивные валютные резервы, которые послужат подушками безопасности в случае кризиса.
Ситуация с монетарной политикой США также выглядит не такой, как в 1990-х. В 1994–1995 годах ФРС агрессивно поднимала процентные ставки, ожидая подъема производительности, а затем снизила их в ответ на кризис 1998 года. Сейчас, если верить прогнозу Credit Suisse, вероятность, что ФРС поднимет ставки в сентябре, упала, да и пространства для маневра у американского правительства стало меньше.
Что будет дальше
Мнения о том, приведет ли нынешняя распродажа на рынках Китая и Азии к новому кризису, разделились. Некоторые экономисты указывают, что, хотя правительства стран Азии извлекли урок из обвала 1997–1998 годов и усовершенствовали инструменты для борьбы с будущими потрясениями, частный сектор все равно наращивает свои долги. Анализ J.P. Morgan показал, что долговая нагрузка компаний и домохозяйств в развивающихся странах с 73% ВВП в 2007 году выросла до 106% ВВП в 2014-м, и Азия стала здесь чемпионом. Отношение кредитов частного сектора к ВВП в Гонконге достигло 293%, в Сингапуре – 179%, в Малайзии – 170,7%, в Южной Корее – 167%, в Китае – 147%, в Таиланде – 134,4%.
Ожидается, что обесценивание юаня на 10% может повлечь за собой потерю 5–20% стоимости других валют. В Азии максимальные риски несут Вьетнам, Таиланд, Южная Корея и Малайзия. В Европе экономисты указывают на очень большую уязвимость Турции, а также Венгрии и Польши.
Другие аналитики предлагают не ждать повторения азиатского кризиса. По мнению сооснователя лондонского хедж-фонда SLJ Macro Partners Стивена Джена, существует реальная вероятность «скверного шторма» в таких странах, как Бразилия и Южная Африка. Однако кризиса или даже чрезмерной напряженности в Азии он не ожидает – главным образом потому, что кризис 1997 года уже подчистил финансовые системы азиатских стран и теперь они имеют больший запас прочности.
Экономисты Morgan Stanley также считают, что повторение сценария 1997–1998 годов маловероятно. Несмотря на это, они предупредили, что коррекция в Азии продолжится и будет болезненной.