Великобритания и США смоделируют крах крупного банка
Топ-менеджеры крупных банков, таких как Bank of America, Goldman Sachs, Barclays и HSBC, а также представители власти соберутся в Вашингтоне, чтобы понять, что они будут делать и как информировать общественность в случае краха.
Кроме того, к ним присоединятся высокопоставленные представители других органов финансового надзора, в том числе из американских — Комиссия по ценным бумагам и биржам и Федеральная корпорация страхования вкладов, из британского Управления по контролю соблюдения норм поведения на финансовых рынках.
Этот шаг отражает мнение властей о том, что они очень близки к решению проблемы too big to fail (когда банк считается слишком большим, чтобы обанкротиться), даже для международных банков.
Джордж Осборн объявил, что он будет принимать участие в "военной игре" вместе с Джеком Лью и Джанет Йеллен, Марком Карни и другими высокопоставленными чиновниками двух стран.
Во время теста не будет указан какой-то конкретный банк. Сначала власти смоделируют крах крупного британского банка, у которого есть филиал в США. Затем пройдет тестирование краха крупного американского банка, у которого есть филиалы в Великобритании. В отличие от подобных тестов, которые проводились до финансового кризиса, Осборн попросил о том, чтобы результаты этого теста были обнародованы.
Общаясь с журналистами накануне встречи МВФ в Вашингтоне, Осборн заявил: "Мы собираемся убедиться в том, что мы сможем справиться с крахом финансового института, который раньше считался слишком большим, чтобы обанкротиться… И это должно продемонстрировать тот путь, который мы прошли за последние пять лет, чтобы повысить жизнестойкость и извлечь уроки из финансового кризиса".
Он добавил, что этот эксперимент должен убедить налогоплательщиков в том, что в будущем правительства вряд ли будут оказывать финансовую помощь банкам, как это было во время финансового кризиса 2008-2009 гг.
Шесть лет назад власти США и Великобритании не скоординировать свои действия, когда обанкротился банк Lehman Brothers, после чего последовала паника. Перед лицом реального кризиса отношения правительств и регуляторов двух стран, которые прежде были хорошими, ухудшились.
На вопрос о том, может ли этот эксперимент показать реальный кризис, Осборн ответил, что задачей эксперимента не было воспроизведение кризиса в реальном времени. По его словам, это просто способ убедиться в том, что разработанные схемы по регулированию кризиса действительно работают.
Осборн заявил, что цель эксперимента – убедиться в том, что каждый член, включая политиков, знает свои обязанности и знает, как действовать, какие кредиторы окажутся под ударом и как сообщить населению о действиях властей.
"Военная игра – это не то же самое, что война, — говорит Осборн, — но она означает, что мы лучше подготовлены к ней, а руководители зададут себе очень сложные вопросы".
Этот эксперимент выходит на фоне серии международных событий в банковской сфере, включая стресс-тесты британских и европейских банков, которые пройдут в конце этого месяца, а также саммита "Большой двадцатки" в ноябре, на котором будет подписано соглашение, которое обяжет крупнейшие глобальные банки поддерживать на определенном уровне долгосрочный долг, чтобы его можно было использовать для рекапитализации бридж-банка.
Данные МВФ, обнародованные на встрече, демонстрируют, что Великобритания потратила 10,5% национального дохода на поддержку финансового сектора в 2008-2009 гг., однако впоследствии восстановила только четвертую часть этих денег. Для сравнения, поддержка США составила 4,5% от ВВП, и страна уже восстановила эти деньги.
Тем не менее экономисты уверены, что крупные банки — учреждения самодостаточные и никакой обвал рынков им не страшен. По мнению специалистов, они справятся сами с любыми трудностями за счет внутренних резервов, не прибегая к помощи государства и не залезая в карман налогоплательщика.
С другой стороны, по мнению экспертов, если тесты продемонстрируют неготовность банков к кризисной ситуации, это повлечет за собой ужесточение регулирования в финансовой сфере.