Современная парадигма безопасности предпринимательства: административно-правовой аспект
В статье осуществлен анализ проблемы административных правоотношений в сфере обеспечения безопасности предпринимательства. Обосновано, что органы публичной администрации и негосударственные структуры составляют комплексную административно-правовую систему обеспечения безопасности предпринимательства. Определены конкретные административные угрозы безопасности субъектов предпринимательства.
Сегодняшние проблемы и угрозы, стоящие перед отечественной сферой предпринимательства побуждают ее субъектов к поиску новых форм защиты. Защита субъектов предпринимательства становится ключевым в процессе достижения эффективности задач, поставленных перед ними. Безопасность как форма защиты предстает необходимым атрибутом в деятельности субъектов предпринимательства, что обусловливает агрегацию сил и средств для преодоления дестабилизирующих факторов. Меры обеспечения безопасности предпринимательства в коррелятивных взаимосвязях позволяют решить комплекс проблем, окружающих сферу этой деятельности. Такие меры обеспечения безопасности предпринимательства, как финансово-экономические, организационные, материально-технические, инновационные, безусловно, составляют комплексный механизм противодействия дестабилизирующим факторам. В то же время указанный перечень не будет полон без административных мер регулирования процесса обеспечения безопасности предпринимательства. Вышеупомянутая тезис обуславливает актуальность темы, а целью является исследование административных правоотношений в отношении влияния на безопасность субъектов предпринимательства, анализа правовых основ, теории и практики его осуществления.
Для достижения поставленной цели нужно решить такие задачи: первое – анализ проблемы административных правоотношений в сфере обеспечения безопасности предпринимательства, второе – определение конкретных административных угроз безопасности его субъектов.
За последние годы опубликован ряд научных работ, посвященных вопросам национальной, экономической, продовольственной, демографической, энергетической, финансовой и других видов безопасности. Исследованию указанных видов безопасности посвятили свои работы ученые – юристы, экономисты, государственные управленцы. Что касается безопасности предпринимательства, то эта тематика требует дальнейшего научного исследования, в частности с административно-правовых позиций.
Отдельные вопросы безопасности предпринимательства в контексте рассмотрения их наукой административного права стали предметом научных исследований. Аверьянова, И. Арістової, Г. Атаманчука, Д. Бахраха, А. Бандурки, А. Берлача, Ю. Битяка, И. Голосниченко, В. Грохольского, П. Діхтієвського, Есть. Додина, Г. Калюжного, В. Коваленко, Т. Коломоец, В. Колпакова, А. Комзюка, В. Котковського, Ю. Крегула, В. Крутова, В. Курила, В. Липкана, Д. Лукьянца, В. Малиновского, А. Марущака, В. Нагребельного, В. Печуляка, А. Светличного, А. Стахова и других представителей науки административного права и государственного управления.
Анализируя вопросы обеспечения безопасности предпринимательства, следует отметить, что субъект предпринимательства является основой развития экономической системы государства, основанной на принципах конкуренции, а не на давлении государственно-монополистических структур. Субъект предпринимательской деятельности является гарантом социально-экономической защищенности гражданского общества и национальной безопасности государства.
Однако рутинная практика деятельности субъектов предпринимательской деятельности свидетельствует об их высокую степень уязвимости по сравнению с государственными структурами, что проявляется в возникновении вокруг них различных дестабилизирующих факторов. При таких обстоятельствах обеспечение безопасности предпринимательства является актуальным проблемным вопросом, что включает в себя комплекс разнообразных мер воздействия противодействия угрозам такой деятельности. Безусловно, одним из таких комплексов является комплекс административных правоотношений.
Поскольку любые правоотношения являются составляющей предмета правового регулирования определенной отрасли права, можно уверенно утверждать, что обеспечение безопасности предпринимательства становится новым для административно-правового регулирования объектом, которому до сих пор не уделялось достаточного внимания. По этому поводу справедливым является утверждение современных ученых-административистов о существенную модификацию содержания административного права, выделение в качестве самостоятельных отраслей права в прошлом институтов административного права, обновление содержания, назначения административного права.
Административно-правовые отношения обусловливают создание всех необходимых условий для становления и ускорения развития обеспечения безопасности предпринимательства в Украине.
Как отмечает С. Чумаков, одной из главных проблем ускорения развития предпринимательства является обеспечение его безопасности, возникает с момента начала деятельности предпринимательской структуры, функционирования конкретного предприятия.
Любые общественные отношения, в том числе и административные, должны урегулировать процесс функционирования предпринимательства в Украине, прежде всего на микроуровне, то есть достичь максимальной эффективности в работе каждого субъекта такой деятельности. Однако нельзя достичь высокого уровня национальных, экономических или финансовых интересов в обществе без крепкого и конкурентоспособного предпринимательства. Учитывая вышеизложенное возникает вопрос относительно обеспечения безопасности предпринимательства органами публичной администрации, что при комплексном подходе к решению проблем национальной безопасности приобретает первостепенное значение для надлежащего уровня обеспечения защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства.
Как уже отмечалось ранее, ученые и практики в основном рассматривают понятие «обеспечение безопасности предпринимательства» как комплекс организационно-правовых, технико-технологических, инновационных, финансово-экономических мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение угроз в процессе обеспечения эффективного функционирования предприятия. Этот процесс содержит в себе охрану частной собственности предприятия и физическую защиту его персонала, в частности негосударственными структурами.
Вопросами обеспечения безопасности указанной деятельности в Украине именно негосударственными частными охранными структурами посвящен ряд научных и публицистических трудов. Так, В. Крутов отмечает, что защита предпринимательства в нашей стране – это новый вид общественной деятельности, новый элемент в системе разделения труда. В. Курило, отмечает, что услуги по охране собственности и охране граждан определяются как вид хозяйственной деятельности, который по своему субъектному составу и содержанию составляет гражданско-правовые обязательственные правоотношения и осуществляется на основании законодательных и других нормативно-правовых актов или государственных лицензий на право предоставления услуг по охране собственности, кроме отдельных особо важных объектов права государственной собственности и охране граждан.
Приведенные меры обеспечения безопасности предпринимательства являются составляющими экономической безопасности и охраны конкретного предприятия и предусматривают защиту предприятия собственными силами или с помощью специально нанятых охранных предприятий. В этом убедимся, если рассмотрим некоторые определения экономической безопасности предприятия.
Экономическая безопасность предприятия – это система создания механизма мобилизации и наиболее оптимального управления корпоративными ресурсами данного предприятия с целью наиболее эффективного их использования и обеспечения устойчивого функционирования того или иного предприятия, его активного противодействия любым негативным факторам влияния на свою экономическую безопасность, – отмечают Т. Иванюта и А Зайчковський.
Наиболее распространенной является такая дефиниция указанного термина: это состояние эффективного использования ресурсов предприятия (капитала, персонала, информации, технологии, техники и т. п.) и существующих рыночных возможностей, что позволяет предотвратить негативное влияние внутренних и внешних угроз и обеспечить его долгосрочное выживание и устойчивое развитие на рынке в соответствии с выбранной миссии (уставных задач).
Из вышесказанного следует, что ученые в основном рассматривают обеспечение безопасности предпринимательства, учитывая ее экономическую составляющую, минуя административные правоотношения, возникающие в этой сфере. Обеспечение безопасности предпринимательства хоть и реализуется негосударственным сектором, однако создание необходимых условий для обеспечения такой безопасности является прерогативой органов публичной администрации, то есть общественные отношения в этой сфере должны исследоваться также с административно-правовых позиций. Рассматривая процесс обеспечения безопасности предпринимательства, следует заметить, что органы публичной администрации и негосударственные структуры (действуют согласно законодательству Украины, предоставленных разрешений, лицензий и контролируются органами государственной власти) составляют комплексную административно-правовую систему обеспечения безопасности указанной деятельности.
Перед органами публичной администрации и негосударственными структурами встает задача о необходимости эффективного влияния на процесс обеспечения безопасности предпринимательства в Украине. При таких обстоятельствах этот процесс следует рассматривать как комплекс экономических, финансовых, организационных, технологических, информационных мер, реализуемых органами публичной администрации и негосударственными структурами для противодействия негативным дестабилизирующим факторам в процессе осуществления предпринимательства.
Наличие проблемы однозначной трактовки в юридической науке безопасности предпринимательства как объекта административно-правового обеспечения требует решения многих вопросов. Прежде всего актуальной является проблема относительно определения нормативно-правовых актов, с помощью которых обеспечивается защита и безопасное функционирование такой деятельности.
Поскольку нормативно-правовые акты являются основной формой, с помощью которой не только обеспечивается, но и регулируется безопасность предпринимательства, считаем целесообразным заметить, что регулирование является одним из основных способов обеспечения безопасности этой деятельности. Такую точку зрения подтверждают ученые, в частности И. Ієрусалімова отмечает, что административно-правовое обеспечение предусматривает прежде всего регулирование с помощью норм административного права, которые возникают и в процессе реализации прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в законодательстве.
Заметим, что административно-правовое регулирование безопасности предпринимательства, находясь в пределах понятия «государственное регулирование», имеет собственную специфику, то есть под административно-правовым регулированием следует понимать один из видов регулирующего воздействия на общественные отношения в сфере обеспечения безопасности предпринимательства, осуществляется уполномоченными органами публичной администрации с помощью специфической системы нормативно закрепленных методов и средств с целью их упорядочения.
Административно-правовое регулирование безопасности предпринимательства является частью государственного регулирования, важность которого трудно переоценить в упорядочении общественных отношений, в частности в сфере обеспечения безопасности такой деятельности.
Как справедливо отмечает Ю. Крегул, без государственного регулирования заметно снижается эффективность производства, невостребованной становится фундаментальная наука, из-за подорожания сокращается инфраструктура социальной сферы, а движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно, со значительными затратами и потерями.
Подчеркивая важность государственного регулирования сферы экономики, частью которого является процесс обеспечения безопасности предпринимательства, В. Нагребельный. Он отмечает, что государственное регулирование создает необходимые условия для деятельности определенных субъектов и объектов в направлении и пределах, которые считаются желательными и целесообразными для государства и по которым будет происходить развитие этих субъектов и субъектов в целом.
Учитывая вышеприведенные теоретические положения ученых считаем необходимым классифицировать группы отношений в сфере обеспечения безопасности предпринимательства, подпадающих под категорию «административно-правовое обеспечение», регулируются нормами административного права и органами публичной администрации.
Такая классификация состоит из трех групп отношений и основывается на нормативно-правовых актах, которые регулируют процесс обеспечения безопасности предпринимательства в Украине. Первая группа – отношения, связанные с легалізаційними процедурами (регистрация, лицензирование, патентование, стандартизация и сертификация субъектов предпринимательства), которые должны осуществляться уполномоченными органами государственной власти в способ, который позволяет субъекту такой деятельности на максимально эффективном уровне обеспечить ее безопасность. Вторую группу составляют отношения, связанные с обеспечением защиты прав субъектов предпринимательства в социально направленной экономике, а именно: отношения относительно порядка квотирования, государственного регулирования цен и тарифов, применения нормативов и лимитов, антимонопольного регулирования. Третья группа – отношения по контрольной функции органов государственной власти в процессе обеспечения безопасности предпринимательства (надзор, проверки, ревизии субъектов такой деятельности).
Стоит рассмотреть обстоятельства, при которых органы государственной власти не всегда способны обеспечить безопасность предпринимательства. Часто они являются субъектами административных угроз такой безопасности и создают препятствия в виде административных барьеров.
В. Кириллов рассматривает административные угрозы как специфические препятствия для развития предпринимательства, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля или осознанным ущемлением интересов предпринимательства со стороны органов государственной власти и отдельных чиновников.
Считаем нужным определить, какие же действия органов государственной власти подпадают под категорию административных угрозы:
а) значительные затраты на регистрационные процедуры, сложность получения разрешений и лицензий. От сложности процедуры открытия нового предприятия терпят убытки как украинские субъекты предпринимательства, так и иностранные, что приводит к потере значительных объемов потенциальных инвестиций;
б) неблагоприятная среда функционирования субъектов предпринимательства. Процесс такой деятельности является объектом внимания около четырех десятков контрольно-надзорных инстанций, которые действуют по своим внутриведомственным инструкциям. Масштабы контроля и различных проверок ограничиваются не в полной мере. В практической деятельности это приводит к искусственному созданию льготных условий для отдельных субъектов предпринимательства или к совершение коррупционных действий;
в) деятельность естественных монополистов, которые имеют преимущества не только хозяйственного, но и политического взглядов и в основном находятся вне контроля органов государственной власти;
г) введения региональными органами власти различных ограничений на движение товаров, капитала и рабочей силы по территории государства, вследствие чего происходит сужение масштабов рынка для производителей и сдерживания действия конкурентного механизма;
д) непрозрачность процедуры издания и применения подзаконных нормативных актов, направленных на регулирование и контроль предпринимательства.
Жесткие реалии рынка, трудности его становления в Украине поставили на повестку дня проблему формирования системы охраны предпринимательства, способной урегулировать процесс его функционирования и выживания. При таких обстоятельствах государству и органам государственной власти необходимо перейти от декларативного, непродуманного обеспечения безопасности такой деятельности до реального и системного защиты предпринимательства.