Школа молодого миллиардера: как грузин стал делать в Сибири замки из дерева
Основатель стартапа Delphi Gate о том, как бросил высокооплачиваемую работу в Москве, чтобы вернуться в Новосибирск и начать свой бизнес, поиск идеи для которого занял полгода.
Ровно год назад я приехал из Новосибирска в Москву. В руке — чемодан с деревянными конструкторами, вырезанными вручную лобзиком. При этом, скажем прямо, вырезанными не очень аккуратно. Вез я эти конструкторы на ярмарку ремесел.
Еще за год до этого я работал в Москве и стоял перед выбором: окончательно осесть на престижной работе с зарплатой топ-менеджера или вступить на тернистый путь предпринимателя. Тогда я был партнером и руководил отделом информационной безопасности в крупной компании. Полтора года напряженной работы в режиме 24 часа в сутки, с редкими походами в баню или бар, привели к полному внутреннему опустошению. Знание внутренних неприглядных подробностей корпоративного мира подрывало веру в человечество. В какой-то момент я понял: так дальше нельзя. И, неожиданно для самого себя и окружающих, после полутора лет жизни в столице вернулся в Новосибирск, в котором вырос.
Мои местные друзья этот поступок не оценили. По их меркам я отказался от того, о чем они даже не могут мечтать, ради какой-то непонятной идеи.
Либо дурачок, либо дела в Москве не задались, думали мои знакомые.
Однако мне действительно хотелось сделать, наконец, свой собственный проект. К тому же какой-никакой, но опыт был. Еще в 2007 году мы с другом даже хотели открыть пивную, но тогда не срослось, а одному было страшно. Позже с товарищами мы основали стартап Myrmic, который разрабатывал софт для контроля за строительством. То, что казалось нам первоначально простой задумкой – напишем код за пару месяцев и продадим — в итоге превратилось в работу на два года. Основная ошибка, которую мы тогда допустили – не рассчитали финансовые ресурсы. Планировали потратить не более 1 млн рублей, а в итоге пришлось инвестировать 18 млн. И только вера удача и все остальное помогли нам довести продукт до первых клиентов и до европейских инвесторов.
На этот раз готовой идеи для бизнеса у меня не было. Ее поиск занял больше полугода. За это время я делал аудиоколонки на заказ, монтировал сети и ремонтировал компьютерную технику. Из всего этого мы с друзьями пытались создать какой-то бизнес, но не получалось. Все было лишь тратой сил, не было запала. Пока однажды…
«Я собираюсь на ярмарку ремесел в Москву, — сказала мне мама в декабре. — Если она тебе чем-нибудь может пригодиться, поехали со мной».
В голове сработала сирена. До ярмарки оставалась меньше двух недель, что делать я не знал, но нутром почувствовал, что шанс надо использовать.
Мозг лихорадочно заработал. В юности я увлекался историей: крестовые походы, история средневековья, романы Вальтера Скотта… Плюс любовь к историческому фэнтези. Добавим сюда психологическое образование, изучение возрастной психологии… Из этого коктейля и родилась идея замков из дерева.
Я хотел создать игрушку, в которую играл бы сам!
Концепция проекта писалась как будто сама! Все наборы должны будут между собой собираться, чтобы ребенок мог создавать свой неповторимый мир, а не просто воспроизводить задумку конструктора. Они будут сопровождаться историческими справками и пр. Буквально за неделю я успел придумать и начертить первый вариант замка и заказал его изготовление. За работу засела сестра жены друга, которая за несколько дней выпилила лобзиком первые игрушки.
Идея была гораздо глобальнее исполнения, но я в тот момент, к счастью, не задумывался над этим.
Ярмарка ремесел Москве должна была дать ответ на вопрос, насколько эта идея будет интересна рынку. Ответ я получил однозначный – интересна.
Дети замечали конструктор за несколько метров сквозь толпу, даже у взрослых во взгляде просыпался давным давно уснувший ребенок.
Пару игрушек удалось продать на ярмарке, хотя я до сих пор гадаю — как? Ведь тот прототип действительно был «сырым».
И вот сижу я в Москве со своим старым другом Колей Моховым. «Идея классная. В отличие от всего, чем ты последние полгода промышлял, в эту я верю безоговорочно. Главное не повторяй наших ошибок с «Мирмиком», — загорается он и советует начинать продажи. А там, глядишь — и инвесторы подтянутся. «Все бы хорошо, только, боюсь, денег не хватит. Это же производство, а не услуги», — делюсь я сомнениями. «Возьми кого-нибудь в долю, бери займ, но рассчитай так, чтобы дойти до первых продаж. На голую идею ты будешь искать деньги неизвестно сколько, и не факт, что найдешь», — парирует он.
После этого разговора и стартовал Delphi Gate. Сейчас у нас уже есть и клиенты, и продукт, и много чего еще. Однако я все равно чувствую себя так же, как и год назад, потому что понимаю, сколько еще предстоит впереди.