«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Поддержка невмешательством: почему государство должно «сбавить обороты»

Поддержка невмешательством: почему государство должно «сбавить обороты»

Поддержка невмешательством: почему государство должно «сбавить обороты».

Одной из диких диспропорций украинской экономики является запредельно низкий вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны. В странах Западной Европы предприниматели формируют 50-70% валового продукта, в Украине – не более 10%.

 И это  одна из причин низких темпов развития страны. Потому что малый и средний бизнес – это мобильность, креативность и неординарные решения, рожденные необходимостью бороться за место на насыщенных рынках, выживать в жесткой конкурентной среде.

Выманить бизнес из тени можно только одним путем – гарантиями неприкосновенности. То есть установить постоянно действующий мониторинг на проверки контролирующих структур продолжительностью в три года. За это время жизнеспособная бизнес-идея разовьется до уровня стабильно работающего предприятия, а мертворожденная – просто не протянет столько.

Это бесценный резерв государства. Именно в этом сегменте развитые страны хранят «зародыши» будущего национальной экономики. Здесь сберегаются прорывные стартапы. Здесь оттачивают управленческие навыки новые лидеры. Здесь формируются новые организационные модели.

Соответственно, страна, в которой не создан такой «инкубатор» свежих идей и социальный лифт для энергичных людей, обречена плестись в хвосте прогресса. Что означает соответствующий (крайне низкий) уровень жизни населения.

Никто не спорит, что малый и средний бизнес нужно поддерживать и развивать. Мало кто знает, зачем. Этот тезис просто приняли на веру. Свои аргументы и видение миссии предпринимательства я изложил: в стране с рыночной экономикой локомотивом развития является бизнес, в первую очередь – бизнес мобильный, энергичный, креативный, нестандартный.

Крупные корпорации такими не бывают. Макросистема тяготеет к консерватизму, это неизбежно.

Я так подробно об этом говорю потому, что непонимание миссии МСБ влечет за собой отсутствие внятной государственной политики по отношению к этому сегменту экономики.

При наличии четкого видения решения становятся очевидными.

Если принять за основу вышеуказанную концепцию функции малого и среднего бизнеса в системе национальной экономики, протекционистские меры государства, логично из нее вытекающие, формулируются легко и просто.

Мер этих всего две.

Первая – не мешать. То есть пойти на максимальную дерегуляцию. Мой опыт как предпринимателя, а затем государственного менеджера однозначно подтверждает: любое послабление всегда дает позитивный эффект. В свое время в налоговой службе мы начали с моратория на проверки, потом ввели новую модель упрощенной системы налогообложения, после – электронные системы подачи отчетности с бесплатными ключами цифровой подписи.

Каждый из этих шагов не повлек за собой стремительного роста численности представителей малого и среднего бизнеса. Их общее количество возрастало, но плавно, постепенно и небольшими частями.

А вот декларируемые обороты и уплата налогов возрастали в разы и на порядки.

Это позволяет мне сделать вывод, что, возможно, доля малого и среднего бизнеса в Украине не так уж далека от развитых стран. Просто под прессингом недружественной системы государственного регулирования бизнес предпочитает оставаться в тени.

Сегодня только 17 украинских банков имеют специальные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Государство должно сделать это трендом и стандартом. Скажем, возмещать часть процентной ставки по банковскому кредиту из специального фонда.

Выманить его оттуда можно только одним путем – гарантиями неприкосновенности. То есть установить постоянно действующий мониторинг на проверки контролирующих структур продолжительностью в три года. За это время жизнеспособная бизнес-идея разовьется до уровня стабильно работающего предприятия, а мертворожденная – просто не протянет столько.

Вторая форма протекционизма со стороны государства – доступ к дешевым кредитным ресурсам.

Не везде и не для всех, разумеется. В приоритетных отраслях и кластерах, после квалифицированного аудита с оценкой перспектив и рисков бизнес-проекта… Но государство должно позаботиться о том, чтобы МСБ мог иметь средства на развитие.

Сегодня только 17 украинских банков имеют специальные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Государство должно сделать это трендом и стандартом. Скажем, возмещать часть процентной ставки по банковскому кредиту из специального фонда.

Вообще, форм поддержки малого и среднего бизнеса может быть много: бизнес-инкубаторы, специальные программы крупных фондов и корпораций, грантовая поддержка проектов с низкой нормой прибыли, но критически важных для общества – «зеленые» технологии, инфраструктура жизнеобеспечения и пр.

Но какую форму ни выбери, базовые принципы остаются теми же – не мешать и обеспечить доступ к ресурсам.

Все просто.

Источник:forbes.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

214
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...