Немецкая интеллигенция назвала причины экономического кризиса в ЕС
Немецкая интеллигенция назвала причины экономического кризиса в ЕС Еврокризис вдруг выявил пугающие факты
Финансовый кризис в Европе является и культурным кризисом, считают немецкие эксперты. Различия в жизненном укладе европейцев — одна из причин. Но выход из данной ситуации есть.
Еврокризис вдруг выявил пугающие факты: национальные предрассудки и стереотипы, которые давно уже считались преодоленными, вновь заявляют о себе. Греки и итальянцы, пусть и не все, упрекают немцев в высокомерии и заносчивости. Со своей стороны некоторые немцы не скрывают скептического отношения к образу жизни их южных соседей. В этом можно убедиться по кричащим заголовкам, карикатурам, подборе фотографий в бульварных СМИ.
Единая европейская валюта способна разжечь межнациональную ненависть, предрекают некоторые противники евро. Даже если такие мысли высказываются просто в полемическом задоре, они на самом деле отражают некоторые серьезные проблемы в отношениях европейских народов друг с другом.
Кризис доверия
"Наша проблема — не деньги и не долги", — заявляет журналист и автор книг по истории европейской культуры Густав Зайбт (Gustav Seibt). Денег в Европе достаточно, но при теперешних обстоятельствах кредиторы боятся потерять их, поэтому, по мнению Зайбта, прежде всего необходимо восстановить доверие. "Когда не будет сомнений в том, что правила соблюдаются, что они выполнимы и реалистичны, — подчеркивает он, — тогда можно будет найти и решение проблемы с долгами".
Сходной точки зрения придерживается и авторитетный социолог, автор бестселлеров Майнхард Мигель (Meinhard Miegel). По его мнению, для преодоления кризиса доверия понадобится немало времени, так как этот кризис является следствием различий в жизненных укладах европейцев. "Мы еще недостаточно осознали, что Европа крайне неоднородна. Историческое и культурное развитие у всех нас было разным, — рассуждает Мигель. — Это отразилось и на нашей экономике".
Общие символы
Решение проблемы, уверенно заявляет исследователь, необходимо искать глубже — в более интенсивном диалоге культур, улучшении взаимопонимания.
Без этого попытки гармонизировать экономическое развитие не приведут ни к чему. "Попытки справиться с проблемой путем сближения уровней благосостояния не могут быть успешными, пока мы имеем столь разные социально-культурные уклады, — отмечает Мигель. — Хотя я и рад тому, что наши культуры различаются". Но каким образом можно добиться лучшего взаимопонимания?
В сущности, утверждает Густав Зайбт, Европа давно уже находится на верном пути: "Это должно происходить через символические акции, через обретение сходного жизненного опыта, к примеру, через путешествия". Взаимопониманию, на его взгляд, мог бы послужить также обмен специалистами на рынке труда.
"Скажем, квалифицированные рабочие, набираясь опыта в разных европейских странах, убедились бы, что можно обжиться на новом месте и при этом не забывать о своих корнях", — приводит пример журналист.
Перемены по плечу
По общему мнению исследователей, у всех европейцев есть одна общая вредная привычка: они живут не по средствам. Чтобы обеспечивать населению высокий уровень жизни, правительства залезают в долги. По мнению Майнхарда Мигеля, отказ от теперешней формы благоденствия предполагает готовность пойти на жертвы и убежденность в необходимости уменьшения запросов.
"Вызов, культурный и политический, состоит в том, чтобы люди, которым в результате перемен придется отказаться от того, к чему они привыкли, не впадали в отчаяние, — поясняет Мигель свою мысль. — Они должны сказать себе: "Эти перемены нам по плечу".
Новые задачи
Финансовый кризис в таком понимании является кризисом культурным. Он ставит перед европейцами задачу формирования новой самоидентификации. Майнхард Мигель уверен: долговой кризис заставит европейцев не относиться к теперешнему комфорту как к чему-то само собой разумеющемуся. Общество будущего будет жить более скромно.
"Для европейцев это означает необходимость перестроиться, не поддаваясь пессимизму. Они должны осознать, что общество может существовать и в изменившихся условиях, созданные в прошлом социальные системы и дальше будут функционировать", — считает социолог. Он подчеркивает, что теперь главное — разработать новые социально-культурные стратегии, которые внесли бы смысл в процесс перемен.