Налоговые инициативы и их влияние на бизнес
Эксперты очень часто комментируют отдельные законодательные инициативы, предложенные широкой общественности для ознакомления. Я не согласна с такой позицией и не даю комментариев относительно того, какое влияние окажет тот или иной законодательный акт на бизнес. Все эти изменения, предложенные в последнее время в области налогообложения налогом на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСВ, следует рассматривать исключительно как системные изменения общего механизма налогообложения бизнеса в Украине.
Существенное уменьшение налоговой нагрузки по одному налогу потребует поиска источников компенсации среди других налогов и сборов. Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф. Гегель утверждал, что "только целое имеет смысл". На мой взгляд, анализировать есть смысл только полный экономический эффект по всем нововведениям, для каждого бизнеса отдельно. Те, кто эмоционально радуются снижению ставки налога на прибыль до 16%, должны задать себе вопрос, а в чем смысл таких новаций и где искать деньги на выплату пенсий? С другой стороны, эксперты, которые критически высказываются относительно введения налога с оборота в части налогообложения НДС, должны также учитывать положительное влияние от снижения налоговой нагрузки в части налога на прибыль, НДФЛ и ЕСВ. Бессмысленно просчитывать влияние каждой отдельной законодательной инициативы, если очевидным является тот факт, что все эти изменения будут иметь определенный экономический эффект как для бизнеса, так и для государства, но только в случае их одновременного принятия.
Коротко о предложенных изменениях
Налог на прибыль
Предлагается снизить ставку налога до 16% и ввести новое понятие "налоговые корректировки". Таким образом планируется, что налогоплательщики будут подавать в налоговые органы финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с Национальными П©БУ или МСФО, и отдельно отчет о проведенных налоговых корректировках. Ожидается еще большее приближение бухгалтерского и налогового учета, упрощение налоговой отчетности и уменьшения времени на работу бухгалтера. Среди негативных аспектов этой новации следует выделить новую формулу расчета амортизационных отчислений, а именно расчет коэффициента, который будет ограничивать расходы для целей налогообложения в части амортизационных отчислений. Очевидно, что эта новация не понравится бизнесу с большой долей необоротных активов группы 3 "Здания, сооружения" и 16 "Долгосрочные биологические активы", эти группы основных средств не включены в расчет коэффициента. Еще больше вопросов возникнет у компаний, амортизационные отчисления которых формируют себестоимость товаров (работ, услуг).
НДС
Предлагается снизить ставку налога до 9% (при этом сохраняется ставка 0%) и ввести дополнительный налог, так называемый налог с оборота, по ставкам 1% (для экспортеров) и 2% (по операциям внутри страны, а также для импортеров) от базы налогообложения. Дополнительный налог прибавляется к цене товаров (работ, услуг), т.е. является непрямым налогом по своей сути, как и НДС. При этом правило первого события будет упразднено. Сохраняется специальный режим налогообложения НДС для сельского хозяйства, издательств. Существенно сокращен перечень операций, которые не являются объектом налогообложения НДС. Другими словами, отменен режим освобождения от уплаты НДС. Введение данного законопроекта, по мнению законодателей, будет способствовать снижению налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков и позволит увеличить поступления в бюджет, обеспечить улучшение администрирования налога на добавленную стоимость.
НДФЛ и ЕСВ
Предлагается ввести прогрессивную шкалу налога, которая предусматривает применение следующих ставок налога:
— если база налогообложения в календарном году не превышает 18 тыс. грн. применяется ставка 0% (т.е. месячная заработная плата не должна превышать 1500 грн.)
— если база налогообложения в календарном году превышает 18 тыс.грн. но не превышает 3 млн. грн. к сумме такого превышения применяется ставка 10%
— если база налогообложения в календарном году превышает 3 млн.грн. но не превышает 8 млн. грн. к сумме такого превышения применяется ставка 15% с учетом налога, уплаченного по ставке 10%
— если база налогообложения в календарном году превышает 8 млн.грн. к сумме такого превышения применяется ставка 20% с учетом налога, уплаченного по ставкам 10% и 15%.
При этом ставку ЕСВ предлагается снизить до 18%.
Об общем экономическом эффекте
Проанализировав все законодательные инициативы, которые планируются к введению с 1 января 2014 года, становится абсолютно очевидным, что снижение ставок по налогу на прибыль до 16%, НДС до 9%, НДФЛ в среднем до 10% и ЕСВ до 18% должно компенсироваться введением дополнительного налога по НДС, так называемого налога с оборота. Таким образом, для того, чтобы говорить об экономическом влиянии на бизнес всех этих законодательных инициатив, необходимо каждому предприятию просчитать свою налоговую нагрузку в новых условиях. Тогда комментарии станут более аргументированными.
Безусловно, абсолютно все предложенные инициативы позитивно скажутся на администрировании налогов и сборов. Собственно говоря, в Украине никогда не было проблем со ставками налогов и сборов, они явно ниже европейских. Основная проблема всегда лежала в плоскости непрозрачного администрирования со стороны контролирующих органов.
Я убеждена, что и бухгалтера смогут освоить такое количество изменения налогового законодательства. Для них основной проблемой сегодня является непонимание собственника важности и ответственности их работы. Если труд бухгалтера будет оцениваться по достоинству и с должным уважением, каждый из бухгалтеров будет высоко мотивирован к изучению и имплементации нововведений. И уж тем более к просчету налоговой нагрузки в условиях нового законодательного налогового поля.
Елена Макеева, управляющий партнер Аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", Geneva Group International