Налоговая амнистия: шаг навстречу или новая схема Миндоходов?
Наталья Ульянова, директор Департамента международного налогового планирования ЮФ "Ай Си Эф", о том, почему налоговая амнистия не такая уж и хорошая новость для бизнеса.
Бизнес еще не успел прийти в себя после принятия Верховной Радой "антикризисного закона", который предусматривает повышение некоторых ставок налогов, как Министерство доходов и сборов подготовило предпринимателям еще одно новшество — налоговую амнистию. Суть документа в освобождении налогоплательщиков от финансовой, административной и уголовной ответственности за неуплату налогов. Впрочем, бизнесу рано расслабляться, пишет "Дело".
Идея налоговой амнистии — не нова. О ее воплощении в жизнь ранее заявлял и экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. Ведомство под его руководством подсчитало: уровень тенизации экономики в Украине составляет от 30 до 50%. При этом, условия Клименко были другие. Экс-министр предлагал введение так называемой "нулевой декларации" с детальной информацией обо всем имуществе и деньгах и уплатой всего 1% от их общей стоимости.
Для Украины вопрос налогового компромисса все больше становится спекулятивным. В ноябре прошлого года парламент даже обнародовал законопроект о декларировании теневых доходов юридическими и физическими лицами, который так и не был принят.
21 мая 2014 года правительство одобрило новый законопроект о "налоговой амнистии", доработанный Миндоходов. В целом, суть инициативы по прежнему в освобождении налогоплательщиков от финансовой, административной и уголовной ответственности. В частности, под такую амнистию попадут потенциальные неплательщики, которые занижали налоговые обязательства, завышали суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС и отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль за любые периоды до начала 2014 года. Налоговые органы готовы "простить" плательщику 85% от суммы заниженного налога, обязав оплатить всего 15%. Таким образом, нарушения, которые привели к занижению налоговых обязательств, в случае их уточнения, не будут считаться умышленным уклонением от уплаты налогов. Под действие амнистии попадут лишь те налогоплательщики, которые готовы подать уточняющие расчеты по налогу на прибыль и НДС за все периоды до 01.01.2014 года в течение 90 дней со дня вступления закона в силу.
По факту подачи расчета в течение этих 90 дней контролирующий орган вправе провести документальную проверку. Если на протяжении этого срока проверка не была проведена, задекларированная плательщиком сумма считается утвержденной и не подлежит обжалованию. Если же по итогам проверки плательщик решил обжаловать в суде ее результаты, налоговый компромисс не применяется. Однако, критерии, определяющие возможность проведения или непроведения проверки, в проекте документа не отображены. Их будут определять специалисты фискального ведомства. Именно здесь могут возникнуть проблемы, ведь через 90 календарных дней после подачи уточненного расчета, налоговая не сможет доначислить предприятию ни одной гривны, даже если налогоплательщик регулярно уклонялся от уплаты. Потому, это достаточно рискованная инициатива в силу большой вероятности коррупционных действий. Ею могут воспользоваться, как бизнесмены, так и налоговые инспекторы. К примеру, крупный предприниматель подает уточняющий отчет, в котором сумма заниженного обязательства составляет 10 грн. При этом проводить проверку этой суммы, или нет — решают в Миндоходов. Соответственно, проверки может не быть, а предприниматель при этом получит налоговую "неприкосновенность.
Однако, во время разработки документа не учли, что такая норма не соответствует Налоговому кодексу (НК). Согласно НК самостоятельно рассчитанное налогоплательщиком обязательство считается согласованным с момента подачи налоговой отчетности.
При этом подготовленный законопроект, не исключает вероятности того, что предприниматели будут получать от Миндоходов разнарядки с конкретными суммами. То есть предприятию сообщат, сколько оно должно уплатить с помощью рассылки таких уведомлений по почте. Метод при этом останется, как и прежде, ручным и неконтролируемым. В то же время, в законопроекте не все понятно и с уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов. В документе не прописан механизм, в каких случаях, после добровольного уточнения предприятием налоговых обязательств в порядке налогового компромисса, уголовное дело возбуждаться не будет. Дело в том, что налоговые органы квалифицируют такие нарушения, как подлог, или служебную халатность, не имея по этим статьям минимальной суммы, необходимой для возможности возбуждения дела.
Кроме того, такая инициатива правительства может привести к появлению новых нарушителей, поскольку у тех, кто добросовестно перечислял в государственный бюджет налоговые платежи, иногда даже авансом, возникнет естественный вопрос: зачем платить, если потом можно будет попасть под следующую амнистию?
Впрочем, есть и положительная сторона этого законопроекта. Такой налоговый компромисс натолкнет на уплату налогов тех, кто совсем не платил налоги — конвертационные центры. Деятельность таких центров заключается в передаче полученных денег второй стороне за невысокий процент. Чтобы уйти от ответственности "конвертам" будет вполне выгодно уплатить 15% налога. Это же будет выгодно и госбюджету.
Впрочем, минусов у документа больше, чем плюсов. Среди открытых вопросов остается также и обязательность процедуры прохождения налоговой амнистии. Крупные налогоплательщики от нее отказаться не смогут, и, если не воспользуются предоставленной возможностью, органы Миндоходов получат основание для проведения проверки, результат, которой, как правило, не в пользу бизнеса.
К слову, в Европейских странах и США практика налоговых амнистий имеет успех. Подтверждение тому пример Италии, где после объявления амнистии граждане задекларировали 95 млрд евро. В США, тем временем, налоговые амнистии проводятся регулярно, правда не во всех штатах. Привлечь большее количество предпринимателей удавалась, в частности за счет комбинирования самой амнистии и усиления ответственности за дальнейшую неуплату налогов.
Впрочем, учитывая несовершенное законодательство и низкий уровень налоговой культуры в Украине, такая инициатива может привести к обратному эффекту, как это было в Грузии в 2004 году. Тогда руководство страны также пообещало простить физическим и юридическим лицам долги перед госбюджетом, если те уплатят 1% от суммы доходов, или стоимости имущества. Гарантией стало уничтожение предыдущей налоговой документации. Однако, граждане побоялись доверить свои властям — в Грузии за год было зафиксировано всего восемь согласных на такую амнистию, что, очевидно не принесло желаемого результата для бюджета страны.