Материальная ответственность сотрудника при аутстаффинге персонала
Аутстаффинг персонала, как один из способов оптимизации налоговых затрат предприятия, с каждым годом привлекает к себе внимание все большего количества как зарубежных, так и украинских компаний. Однако в Украине применение аутстаффинга на практике встречается еще довольно редко. Это, в частности, связано с тем, что невыясненным остается ряд вопросов относительно такого практического применения. Среди них — вопрос о материальной ответственности, рассмотрению которого и посвящена данная статья.
Напомним, что процедура предоставления услуги аутстаффинга осуществляется путем выведения компанией-заказчиком своего персонала за штат, который в дальнейшем зачисляется в штат компании-аутстаффера. Последняя занимается последующим кадровым и бухгалтерским сопровождением этого персонала. И хотя юридически работодателем выведенных за штат сотрудников становится компания-аутстаффер, фактически — они продолжают работать на своих предыдущих местах и выполнять обязанности, установленные компанией-заказчиком. Таким образом, трудовые отношения у работников возникают именно с аутстаффинговой компанией. Правовым основанием таких отношений является заключенный между заказчиком и аутстаффинговой компанией договор аутстаффинга, по которому указанные работники направляются аутстаффером для выполнения работ на территории заказчика.
Возникает вопрос: на кого возлагается материальная ответственность в случае причинения ущерба работником предприятию-заказчику, и каким образом происходит возмещение этого ущерба?
Понятно, что заказчик услуги аутстаффинга не может заключить с работником договор о материальной ответственности и взыскать с него причиненный ущерб, поскольку между ним и таким работником отсутствуют трудовые отношения, а потому, к нему мы не можем применить нормы Кодекса законов о труде (КЗоТ Украины) о возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (ст. 130 -138 КЗоТ Украины). Однако между заказчиком и аутстаффинговой компанией возникают отношения гражданско-правового характера, и именно с компании-аутстаффера заказчик может взыскать такой материальный ущерб. Это подтверждается ч.1 ст. 1172 Гражданского кодекса Украины (ГК Украины) – «юридическое или физическое лицо возмещает вред, причиненный их работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей». Очевидно, что сотрудник, направленный в рамках аутстаффингового договора на территорию заказчика, исполняет свои трудовые (служебные) обязанности, как наемный сотрудник заказчика.
Такая позиция является не совсем выгодной для аутстаффинговой компании. Однако ее решение существует. Так, по нашему мнению, аутстаффинговая компания может взыскать с работника ущерб, причиненный им заказчику руководствуясь ст. 1191 ГК Украины. Эта статья устанавливает так называемое право обратного требования к виновному лицу, или право регресса: «лицо, которое возместило вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования к виновному лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом».
Таким образом, общий алгоритм действий выглядит следующим образом. Прежде всего, в аутстаффинговом договоре необходимо четко прописать ответственность в случае причинения материального ущерба заказчику сотрудником аутстаффера и процедуру его возмещения. Соответственно, аутстаффинговой компании, помимо трудового договора, нужно заключить договор о полной материальной ответственности с отдельными работниками согласно действующему законодательству. В этот договор необходимо включить положение, по которому работник несет полную материальную ответственность перед работодателем в порядке регресса за ущерб, причиненный заказчику.
Источник: Юридическая компания «Профит-Консул»
pravotoday.in.ua