Кому выгоден налоговый компромисс
Государство может списать бизнесу 85% неуплаченных долгов. Кто выиграет больше.
Налоговая амнистия, которую анонсировала новая власть, обрела конкретные очертания в утвержденном Кабинетом министров законопроекте "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса". Авторы законопроекта называют налоговым компромиссом освобождение налогоплательщиков от финансовой, административной и криминальной ответственности за нарушения, допущенные до 1 января 2014 года. Сумму заниженных налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС предлагается компенсировать только на 15%, оставшиеся 85% будут считаться погашенными, пишет ЛIГАБiзнесIнформ.
Кому нужен компромисс
Найти механизм достижения взаимовыгодного решения спорных моментов заинтересованы как бизнесмены, так и налоговики. "Согласно распространенной практике, в налоговую инспекцию приглашали директоров, говорили о нарушениях и предлагали оплатить все налоги. Иначе — пугали проверкой и доначислениями со штрафными санкциями, — рассказывает адвокат, руководитель практики налогового права АО Юскутум Андрей Фомичев. — Для бизнеса это было очень дорого, а у фискалов отсутствовали иные законные основания для разрешения спорных вопросов". По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, налоговый компромисс даст налоговикам правовое основание для общения с бизнесом.
Однако, с точки зрения экспертов, мотивы фискалов выглядят двояко. "С одной стороны, создается впечатление, что налоговики хотят начать работу с чистого листа, а государство стремится отгородиться от коррупционного прошлого, став на путь цивилизованного общения с бизнесом, — комментирует юрист ЮФ Ай Си Эф Дмитрий Чибисов. — Но, не исключено, что таким образом налоговики хотят легализовать ранее одобренные ими же незаконные схемы работы подведомственных компаний, семей и кланов". По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, в период, когда правительство берется за коррупционеров и пытается провести люстрацию, такой способ забыть о старых проблемах устроит как бизнес, так и коррумпированные налоговые органы и суды.
В идеале, налоговый компромисс должен помочь бизнесу с минимальными потерями перейти от серых схем ведения бизнеса к работе по белому. Андрей Фомичев считает, что компромиссом воспользуются, в первую очередь, бизнесмены, активно применявшие в своей деятельности оптимизацию и являвшиеся клиентами конвертцентров.
Эксперты не исключают злоупотреблений со стороны бизнеса. По мнению юриста ЮФ FELIX Инны Плескач, налоговый компромисс бизнес может использовать не только для выхода из тени, но и для обналичивания средств и ухода от налогообложения. "Оформив задним числом хозяйственные правоотношения и обложив их по заниженной ставке, злостные нарушители смогут очистить репутацию и перейти из рядов так называемых ям, транзитеров и выгодополучателей в круг добросовестных плательщиков", — предупреждает собеседница ЛІГАБізнесІнформ. По мнению юрисконсульта ЮКК Де-Юре Андрея Павлишина, открывая бизнесу различные схемы для мошенничества путем использования закона о налоговом компромиссе, государство само сможет взять на себя функции налоговой ямы, получая 15% за создание определенной выгоды.
Что выиграет бюджет
Как ни парадоксально, простив нарушителям 85% неуплаченных обязательств, налоговики могут улучшить свои показатели. По оценке юриста юридической группы LCF Алексея Прудкого, инициатива поспособствует увеличению поступлений в госбюджет за счет добровольной оплаты доначисленных налоговых обязательств. "Есть два этапа обжалования налоговых уведомлений-решений: в вышестоящем органе ГНС и в административном суде, — уточняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ. — Налоговое обязательство считается несогласованным до вступления в силу решения суда об отказе налогоплательщику в иске относительно отмены налогового уведомления-решения. Соответственно, до этого момента никакие платежи в бюджет от налогоплательщиков не поступают".
Андрей Фомичев обращает внимание на то, что путь от налоговой проверки до вступления в силу решения суда о взыскании задолженности занимает несколько лет. По оценкам Алексея Прудкого, с помощью налогового компромисса государству удастся минимизировать риски, связанные с затягиванием процесса обжалования налоговых уведомлений-решений. "Принятие законопроекта приведет к концентрации налоговиков на текущих делах, разгрузив их от прошлогодних проблем. Для государства инициатива также станет положительной. Ведь начинание будет сигнализировать иностранным инвесторам о новом этапе сотрудничества с бизнесом", — заключает Дмитрий Чибисов из ЮФ Ай Си Эф.
Во многих случаях компаниям будет выгоднее заплатить 15%, чем добиваться успеха в залах судебных заседаний, — прогнозирует Андрей Павлишин из ЮКК Де-Юре. Таким образом, произойдет разгрузка судов.
Тайное оружие налоговой
Согласно положениям анализируемого законопроекта, государство получит право произвести документальную налоговую проверку всех крупных налогоплательщиков, которые не воспользуются налоговым компромиссом. "Если вы не подали уточняющий расчет в течение 60 дней с момента вступления закона в силу, ждите в гости налоговиков, — предупреждает Инна Плескач из ЮФ FELIX. — Также законопроектом предусмотрены проверки при выявлении занижения уточненных обязательств. И не исключено, что любое уточнение расчетов может автоматически повлечь за собой проверку, в том числе по налоговым периодам, не включенным в расчет".