«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Как льготы по оплате судебного сбора конвертируются в давление на бизнес

Как льготы по оплате судебного сбора конвертируются в давление на бизнес

И при чем тут Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также другие госструктуры.

Очередной орган государственной власти хочет получить право бесплатно обращаться в суд. На этот раз – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Якобы это необходимо для «надлежащего представления» НКЦБФР интересов государства в судах. Соответствующий правительственный законопроект №2643 Верховная рада включила в повестку дня сессии, голосование за документ может состояться в ближайшее время.

Хотя на самом деле речь в законопроекте идет не столько об интересах государства, сколько об интересах самой Нацкомиссии. Принятие этого законопроекта позволит чиновникам НКЦБФР получить право инициировать судебные иски и не платить при этом судебный сбор. Попытки получить такие льготы Нацкомиссия не прекращает с 2012 года.

Ставки сбора зависят от сути дела, в гражданских и административных делах они ниже. В хозяйственных – выше, и часто привязаны к сумме иска. Дела об утверждении плана санации компаний, возбуждение дел о банкротстве того или иного субъекта, признание договоров недействительными, споры с кредиторами, оспаривание имущественных прав на тот или иной пакет акций – вот сферы деятельности НКЦБФР в судах.

Закон «О судебном сборе» был принят в Украине в 2010 году и получил положительную оценку европейских институций. Сбор заменил существовавший ранее платеж в виде госпошлины при обращении в суд. Его уплачивает та сторона, которая инициирует судебный иск. В случае рассмотрения дела в пользу истца проигравшая сторона компенсирует ему расходы на оплату судебного сбора.

Ставки сбора зависят от сути дела, в гражданских и административных делах они ниже. В хозяйственных – выше, и часто привязаны к сумме иска.

Дела об утверждении плана санации компаний, возбуждение дел о банкротстве того или иного субъекта, признание договоров недействительными, споры с кредиторами, оспаривание имущественных прав на тот или иной пакет акций – вот сферы деятельности НКЦБФР в судах.

Размер судебного сбора в этом случае может варьироваться от одной минимальной зарплаты до сумм в сотни тысяч гривен (до 2% от цены иска).

Согласно данным отчетности Нацкомиссии, за весь 2014 год НКЦБФР потратила на оплату судебного сбора около 70 000 гривен. При общем финансировании Нацкомиссии из бюджета около 42 млн гривен.
Так для чего чиновникам нужны льготы при обращении в суд?

Освобождение от уплаты судебного сбора для любого органа государственной власти, не только НКЦБФР, означает отсутствие подотчетности, а соответственно – и контроля за тем, с кем и с какой целью будут судиться чиновники. Дело в том, что обращение в суд субъекта государственной власти должно быть аргументированным. Поскольку из госбюджета выделяются средства для оплаты судебного сбора, за каждый иск, в том числе и проигранный, должен отвечать руководитель этого госоргана. Освобождение от уплаты сбора позволяет избежать такой ответственности.

Предоставление льгот по уплате сбора НКЦБФР в таком случае может обернуться не только увеличением давления на бизнес, но и создать опасный инструмент в виде возвращения схем «финансового» рейдерства, да и просто создания препятствий в работе бизнеса. Ведь не секрет, что решением суда можно остановить работу любого предприятия. И нет гарантий, что этот инструмент не будет использоваться в политических целях.

НКЦБФР – не единственный госорган, который хочет получить льготы по оплате судебного сбора. Многие контролирующие органы такие льготы себе уже «выбили».

Так, наряду с бездомными, инвалидами войны и «чернобыльцами», уже в 2011 году были освобождены от уплаты сбора Министерство финансов Украины, органы доходов и сборов, Государственная казначейская служба Украины, Государственная финансовая инспекция Украины, Государственная служба финансового мониторинга Украины и Национальный банк Украины.

Именно в том, чтобы предотвратить случаи вмешательства со стороны контролирующих органов, и заключалась идеология закона «О судебном сборе». За обращение в суд должны платить все на равных условиях, в том числе и органы власти. И государство не должно иметь в суде привилегий перед своими гражданами.

Также в 2011 году льготы по взиманию этого сбора получили Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ и Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины. В 2012-м – Фонд гарантирования вкладов физических лиц, при представительстве интересов государства в делах, связанных с осуществлением временной администрации и ликвидации банков. Не платят сбор Министерство юстиции и Антимонопольный комитет.

Именно в том, чтобы предотвратить случаи вмешательства со стороны контролирующих органов, и заключалась идеология закона «О судебном сборе». За обращение в суд должны платить все на равных условиях, в том числе и органы власти. И государство не должно иметь в суде привилегий перед своими гражданами.

Мы обращаемся в суд за защитой своих прав, и не должны злоупотреблять этим правом. Возможности для злоупотреблений открываются именно тогда, когда такое право никем не контролируется и не ограничивается.
Если мы хотим быть европейским государством, то практику предоставления льгот государственным органам по уплате судебного сбора необходимо прекратить. Иначе иски против произвола органов госвласти станут все более недоступными как для простых украинцев, так и для бизнеса.

Ранее Верховная рада уже делала попытки освободить от уплаты судебного сбора государственные органы приватизации, однако соответствующий законопроект №1679 парламент отклонил.

Источник: forbes.ua
 



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

248
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...