Итоги недели: под знаком гривны или «валютный прессинг» на фоне бюджетного дефицита
В этом обзоре попробуем обратить Ваше внимание на наиболее важные и проблемные стороны последних законодательных изменений на этой неделе, которые повлияют на жизнь страны в целом и бизнес-среды в отдельности. В частности, текущая правовая неделя прошла под знаком обсуждений «валютных проблем» и необходимости внесения изменений в законодательство с целью уменьшения бюджетного дефицита.
Операция «валюта»
По мнению представителей госаппарата, финансовые проблемы с бюджетом, нестабильный валютный курс в соотношении «гривна-доллар-евро» подтолкнули власть к принятию решительных мер по стабилизации экономической ситуации в стране. Приготовив много «валютных сюрпризов», госорганы, кроме «улучшения» экономического состояния страны, рассчитывают и на укрепление нацвалюты на межбанковском рынке.
Продажа валютной выручки. Законом № 5480-VI вносяться изменения в Хозяйственный кодекс, а также Законы о Нацбанке, о ВЭД, о порядке осуществления расчетов в инвалюте относительно расширения инструментов влияния на денежно-кредитный рынок.
Главной целью документа является необходимость стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и равновесие платежного баланса Украины. Законом закреплено право Нацбанка временно (на срок до 6 месяцев) вводить нормы относительно обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов Украины, а также изменять сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров (детальнее в материале: Срок для возвращения валютной выручки может быть сокращен, — юристы)
В связи с вышеуказанными законодательными изменениями подазаконные акты от Национального банка также не заставили себя долго ждать. Так, согласно нормам постановлений № 475 и № 476 от 16.11.2012 г. НБУ изменены сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введена обязательная продажа поступлений в инвалюте.
Согласно постановлению № 475 расчеты по операциям экспорта и импорта товаров должны осуществляться в срок не превышающий 90 календарных дней. Таким образом, Нацбанк сократил срок возврата валютной выручки с 180 до 90 дней.
Отметим также, что с момента вступления в силу постановления Нацбанка № 476 (27 ноября 2012 года) и в ближайшие шесть месяцев валютные переводы сумм в размере 150 тысяч гривен и выше для граждан будут конвертироваться в национальные денежные знаки по курсу межбанка и переводиться на текущий счет получателя.
Кроме того, постановлением № 479 Нацбанк устанавливает для юрлиц требование продавать 50% валютной выручки также в течение 6 месяцев, фактически дублируя положения Закона № 5480-VI.
Таким образом Нацбанк воспользовался своими новыми правами обязывать экспортеров продавать валютную выручку и изменять сроки расчетов по экспортно-импортным операциям. Эксперты считают, что подобные требования могут негативно повлиять на бизнес экспортеров, а именно предприятия, осуществляющие операции экспорта-импорта, будут лишаться части выручки в инвалюте. Кроме того, сокращение срока зачисления выручки в инвалюте потенциально может привести к его нарушению и применению налоговым органом к предприятию соответствующей финансовой санкции.
Валютная инициатива
«Политика есть искусство постоянного нахождения
обоснований для новых налогов» (Гарольд Нар)
Наиболее обсуждаемой новостью текущей недели стал законопроект № 11433 относительно введение налога на реализацию валюты физлицами в размере 15% с уплатой в Пенсионный фонд. Вооружившись благородной целью борьбы с валютними спекулянтами и стабилизация курса гривны, власть не видит никаких предрассудков для внедрения такой нормы.
Представители бизнес-среды и валютного рынка, в том числе и банкиры, не разделяют подобного оптимизма. Хотя многие признают, что инвестирование в валюту чужого государства разваливает национальную экономику, тем самым создавая дефицит платежного баланса, все же отмечают, что такие жёсткие методы о введение «налога» на реализацию валюты не станет спасательным кругом для государства.
Когда то французский мыслитель Жан Боден сказал, что «налоги — средство опасное, ссорящее короля с его подданными». Хотя средневековья уже давно покрылось прахом истории, это высказывание не теряет своей актуальности и на сегодня. Правда в нашем случае, помимо ссоры, более актуальным является поиск способа возможностей неуплаты налога так такого. Едва ли вышеуказанная законодательная инициатива парламента была зарегистрирована, как интернет-сообщество и СМИ, обзавелись множеством публикаций на тему: Как избежать валютного налога? Что делать чтобы не платить?
И хотя на сегодняшний день законопроект о таком налоге уже отозван (есть информация, что в связи с протестом иностранных банков в адрес Нацбанка), риск принятия подобной валютной инициативы в будущем (до января 2013 г.) остается вполне реальным.
Законопроект о 15 % налоге на реализацию валюты вызывает много вопросов у экспертов по обе стороны конфликта: экономисты интересуются возможностью ухода валюты «в тень», сложностями с администрированием налога, юристы же в свою очередь спорят относительно законности внедрения подобных объектов налогообложения и как в таком случае быть с принципом стабильности налогообложения, заложенного в НК и др.
Робота парламента или искусство налогообложения по-украински
«Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве,
где налоговая шкала не меняется каждый год» (Наполеон Бонапарт)
Поствыборный период в работе Верховной Рады VI созыва на фоне немалого бюджетного дефицита заставил представителей власти предпринимать решающие действия по увеличению денежного потока в казну государства. Так, парламент во втором чтении принял законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изменений ставок некоторых налогов и сборов» №10687, которым осуществляеться:
1) повышение акциза на алкоголь и табачные изделия
Ставка акциза на алкоголь повышается на 11%, на сигареты — на 7,5%. Закон включает изменение ставки налогов и сборов с учетом индекса потребительских цен. Новые ставки акцыза на сигареты вступают в силу с 1 января, на алкоголь — с первого числа третьего месяца после публикации документа.
2) введение налога на утилизацию легковых автомобилей
Верховная Рада установила ставки экологического налога за утилизацию т/с в размере 5,5 тыс. грн., на остальные транспортные средства — 38 тыс. грн. Этим решением сбор за утилизацию легковых авто практически сравнялся с установленными ранее правительством суммами сбора за ввоз авто из России (проекты № 11259, № 11260 (принят за основу).
3) индексация налогов и сборов
Законопроектом №10687 также проиндексировано ставки ряда налогов и сборов на 2013 год. По прогнозам, дополнительные поступления в бюджет ожидаются на уровне 2 млрд. грн.
4) изменения в налогообложение единщиков
Законопроектом №10687 также были уменьшены ставки единого налога для упрощенцев 5-й и 6-й групп, в которые попали единщики, чей годовой доход может достигать до 20 млн. грн. Также были отменены ограничения количества наемных работников для данной категории упрощенцев. Такой шаг парламента был воспринят экспертами как повод для тенизации бизнеса представителей власти. Ставку единого налога им уменьшили с 7% и 10% до 5% и 7% соответственно.
Плодотворная деятельность парламента на этой неделе отобразилась также и на вопросе изменения ставок пошлины за госрегистрацию прав на недвижимое имущество. Верховная Рада на базе правительственного проекта внесла изменения в Декрет Кабмина «О государственной пошлине» относительно ставок за проведение госрегистрации прав на недвижимое имущество (проект № 8296-д).
Законом предусматриваются следующие ставки пошлины за проведение госрегистрации:
— права собственности на недвижимое имущество — 7 необлагаемых минимумов доходов граждан;
— иного вещного права на недвижимое имущество, обременения права на недвижимое имущество — 3 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Полученные средства планируется зачислять в госбюджет Украины.
Администрирования налогов и сборов.Кроме того, Верховная Рада приняла за основу проекты № 11284 и № 11285 относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов. Документами предлагается уточнить отдельные положения Налогового кодекса относительно взимания налога на прибыль предприятий, акцизного налога, упрощенной системы налогообложения и администрирования налогов.
Исходя из всего вышеизложенного, на сегодняшней день весьма сложно прогнозировать как дальнейшую денежно-валютную политику государственной власти, так и состояние экономики после соответствующих действий. Как недавно стало известно, в арсенале государства числится еще множество подобных инициатив относительно совершенствования финансовых структур экономики. Так, к примеру, Нацбанк рассматривает возможность привязки курса гривни к бивалютной корзине. МВФ, в свою очередь, предлагает Украине перейти с фиксированного на гибкий валютный курс с формированием обдуманного переходного периода, отмечая, что именно подобные действия помогут избежать ухудшения ситуации с инфляцией.
Представителям предпринимательства и гражданам, в свою очередь, стоит лишь надеяться на благоразумные действия власти при пополнении государственной казны.