«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Горький урок экономики для НБУ

Горький урок экономики для НБУ

В наши дни, звучит много оценок нынешней власти. К счастью, далеко не все из них являются всецело одобрительными – появилась, наконец, и конструктивная критика. Критика эта сосредоточена, в первую очередь, на противоречивой и популистской социальной политике, на непоследовательных решениях во внешней политике, на предательстве интересов народа за счет  невыполнения обещаний, за которые нынешняя власть, собственно, получила кредит доверия от людей, ее избравших.

Лишь с недавних пор аналитики уделили внимание серьезным провалам правительства А. Яценюка в экономике, которые ранее прикрывались так называемыми «неолиберальными шоковыми реформами». Впрочем, к достоинству руководства сектором экономики, стоит сказать, что они наконец перестали использовать эту отмашку. Когда нечего говорить – лучше молчать вообще, чтоб не позорить себя и не злить тех, кого ты пытаешься обмануть. Согласно последним исследованиям в сфере государственного управления (а государственное управление – это тоже наука, за нее, между прочим, ученую степень можно получить), государство следует рассматривать как диссипативную структуру – структуру, открытую ко внешнему взаимодействию и подверженную непрерывной внутренней динамике за счет самоотрицания (снятия собственной формы) и переходу на новые уровни существования (к новым формам), обусловленные изменением внутренней структуры.

Причем изменение происходит как вследствие взаимодействия с другими структурами и системами, так и за счет взаимодействия частей структуры внутри нее самой. Наиболее эффективным методом в государственной политике, исходя из этого, является создание аттракторов – определенных совокупностей событий, условно рассматриваемых как точки, к которым население должно стремиться. При взаимодействии с таким фактором, как население, аттрактор становится своеобразной точкой бифуркации, обусловливающей фазовый переход – в данном случае, качественное изменение экономического благосостояния населения, новый виток истории государства и народа.

В случае с Украиной, таких аттракторов существовало несколько: 1. Укрепление доверия народа к национальной валюте; 2. Стимуляция импортозамещения за счет развития национального производителя; 3. Разъяснение сути «непопулярных» реформ (в противном случае, они принимались бы враждебно); 4. Постепенная девальвация с контролем над курсом и интервенциями НБУ при необходимости замедлении темпа девальвации; 5. Наращивание ЗВР за счет скупки золотого лома и инвестиций в ценные бумаги за рубежом (обязательное сочетание этих факторов), а не за счет займов у МВФ (Яценюк уже анонсировал заем в 30 млрд. долларов для ЗВР в 2015 году). Такую методологию называют синергетическим подходом. Как минимум создание устойчивых аттракторов в виде последовательной работы в этих четырех направлениях существенно оздоровили бы украинскую экономику, улучшили бы положение банков, стимулировали бы национального производителя, а также укрепили бы доверие народа к власти.

Последнее, конечно же, обусловлено тем, что в наши дни тезис о том, что экономика – это основание политики, как мне кажется, едва ли имеет смысл оспаривать. Человек готов нести лишения ради определенной «высокой цели» только определенное время – затем биологические потребности, вроде голода, здорового сна, жизни в достойных условиях, заботы о потомстве, берут свое. Нынешнее же правительство предлагает отказаться от нашего биологического базиса ради «светлого будущего». Тех же, кто против – легко можно объявить «сепаратистами» или другим типом «врагов народа».

Да, в этом плане «свободная Украина» становится все больше похожей на «тоталитарную Россию». Впрочем, о гуманитарной политике как-нибудь в другой раз. Взглянув мельком на минимальные шаги во внутренней экономической политике, необходимые для спасения национальной экономики, взглянем на те «аттракторы», которые по факту создает наше правительство здесь и сейчас:

— Зарплаты и пенсии (по требованию МВФ) заморожены на уровне января 2014 года;

— Отменены разовые (годичные) выплаты ветеранам, чернобыльцам, пенсионерам; — Отменены льготы на проезд для более чем 360 000 человек в одном лишь Киеве (в эту категорию не попадают СБУ и ГПУ);

— Урезаны дотации и секвенции в государственном секторе экономики (в транспортной, образовательной, медицинской сферах);

— Депутаты добавили к своей зарплате дополнительные 13 тыс. грн. в месяц; — Сокращена разовая выплата многодетным семьям при рождении третьего (и далее ребенка) почти на 100 000 грн.;

— Тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ повышены на 60%; — Сумма рефинансирования банков составила 222 млрд. грн. (из них, почти четверть рефинансирования получили три банка:«Ощадбанк», «Приватбанк» и «Дельта банк»);

— Гривна отпущена в «свободное плавание», и темп ее девальвации на валютном рынке составил около 97,5% за 2014 год;

— За год потрачено почти две трети золотовалютных резервов государства на сомнительную «оптимизацию международных резервов» и (якобы) поддержание курса гривны.

Каковы же последствия этих «решительных мер» руководства НБУ в тесной кооперации с депутатами из Верховной рады? Они, если вдуматься, ужасают:

— Цены на продукты и непроизводственные товары возросли на 50%; — Существенно снижена инвестиционная привлекательность государства;

— 33 банка признаны неплатежеспособными, еще 4 подлежат ликвидации в ближайшее время;

— В результате финансового хаоса, разразившегося в стране, украинские банки получили 53 млрд. грн. убытков;

— Возросло недоверие к национальной валюте, возник ажиотаж на иностранную;

— Коммерческие банки и валютные спекулянты с «черного рынка» не подчиняются НБУ и фактически устанавливают свой, существенно завышенный, по сравнению с официальным, валютный курс;

— Отток депозитов населения: только в национальной валюте отток вкладов из банков, по данным НБУ, составил 126 млрд. грн. за прошедший год;

— Объем ЗВР на январь 2015 года составляет всего 7,5 млрд. долларов при минимальной потребности объема в 25 млрд. долл. (учитывая тот факт, что за 2014 год было потрачено 12,9 млрд. долл., что в два раза превышает траты ЗВР за период января 2010 – января 2014 гг.);

— В связи с неэффективным контролем над трансфертным ценообразованием и неадекватной системой налогообложения, экспортная выручка стала технической проблемой, так как за 2014 год проблема деятельности офшорных афилированных лиц, задействованных в экспорте и имеющих около ¾ экспортных денег, не была решена (эту проблему якобы должна была решить люстрация власти, которая в данный момент систематически пробуксовывается);

— Упал рынок труда, понизился уровень жизни населения, возросло социальное напряжение; Во многом эти проблемы связаны со «свободным плаванием» гривны, в которое отпустило ее нынешнее руководство НБУ.

Вспомним последние четыре года до Майдана: обменный курс гривны с 2010 по начало 2014 вырос всего на 3,3% в связи с политикой низкой инфляции и курсом на стабилизацию национальной валюты (включая, когда необходимо, интервенции НБУ). Причем в 2012 и 2013 обменный курс снижался! Инвестиций извне, направленных на модернизацию производства и восстановление инфраструктуры в ближайшие годы едва ли стоит ожидать – единственное, на что стоит рассчитывать на западных рынках, это на спекулятивный капитал. Гарантом финансовой стабильности страны выступает сейчас не население, для которого реформы обернулись обнищанием, а МВФ, от кредитов которого зависит экономическое существование страны в целом. Внутренне производство и внутренне потребление, при регламентированном росте в 6,8% (о котором правительство Яценюка говорило в начале 2014 года), наоборот, существенно снизились.

Нестабильность курса нацвалюты и систематическое игнорирование проблем экспортеров правительством уничтожило перспективы роста экспорта украинских товаров на европейские рынки. Таковы, вкратце, последствия «свободного плавания» гривны всего за год. Причем это – «вынося за скобки» такие внешние факторы, как война на Востоке Украины и неадекватная внешняя политика. Бесспорно, умеренная девальвация стимулирует конкурентноспособность и импортозамещение в развитых экономиках, экспортно-ориентированных и энергетически независимых. В Украине же у бизнеса, как у негосударственного, так и у государственного его сегмента, нет ни достаточных оборотных средств, ни необходимых технологий (так как наука, вместе со всеми сферами деятельности, уничтожена), ни качественных ресурсов и современного оборудования.

Это было очевидно, но эта очевидность была проигнорирована новой властью, решившей, что за счет популизма и идеологии можно будет долгое время продолжать обворовывать народ, а затем, в случае чего, спастись бегством. Куда-нибудь в Европу. Но год деятельности нынешнего руководства НБУ, уничтожающий экономику семимильными шагами, избавил власть от иллюзий. Игнорируя все факторы взаимодействия внутри государства и вне его, игнорируя далеко идущие последствия серьезных решений вроде бесконтрольной девальвации гривны, власть создала все условия для своего же самоустранения. Уроки экономики, ничего личного. Горькие уроки.

Источник:http://blog.ubr.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

185
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...