Девальвационная ловушка для экономики
Обесценивание гривны по-разному сказывается на жизни «большого бизнеса» и «маленьких украинцев». Власти придется искать очень тонкий компромисс между интересами потребителей и ФПГ.
Девальвация национальной валюты имеет весьма разностороннее влияние на экономику страны, и то правительство, на каденцию которого приходится этот процесс, оказывается в крайне сложном положении. Кроме собственных интересов, ему необходимо учитывать пожелания ФПГ и простых граждан. Недовольство одной из этих групп может оставить правительство либо без электоральной поддержки, либо без спонсоров. В обоих случаях оно рискует закончить свое правление.
Кто окажется под ударом?
Одной из наиболее потерпевших сторон от обесценивания гривны в Украине окажутся потребители, то есть простые украинцы. Рост стоимости импорта мгновенно провоцирует скачок потребительских цен, поскольку львиная доля товаров этой группы завозится из-за рубежа.
Более того, национальный производитель, который так часто просит украинцев о поддержке, ссылаясь на «глобальные тенденции роста цен», также начинает поднимать стоимость собственной продукции. При этом все социальные пособия, выплаты и заработные платы в бюджетной сфере индексированы на основе показателя инфляции в предыдущем году, то есть на 0,5%.
Все социальные пособия, выплаты и заработные платы в бюджетной сфере индексированы на 0,5%
В отличие от населения, которое примет на себя основной удар от девальвации гривны, отечественные ФПГ (особенно те, в структуре коммерческих продаж которых доля экспорта занимает существенное место) получат определенные дивиденды. «Если говорить об украинских экспортерах, то понятно, что им ситуация в принципе выгодна, потому что это означает возможность получения дополнительной прибыли при производстве того же количества товаров», – поясняет руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Все социальные пособия, выплаты и заработные платы в бюджетной сфере индексированы на 0,5%
В то же время эксперт считает, что те ФПГ, которые работают на импортном сырье и комплектующих, тоже могут пострадать, поскольку «эти товары, естественно, будут дорожать, и возникнут проблемы, связанные с потребительским спросом на них».
«Чистая прибыль» от девальвации зависит также от того, насколько группа добилась успеха в формировании полноценной и интегрированной вертикальной структуры. Позитивный эффект от девальвации достигается тем, что за счет удорожания иностранных валют растет выручка ФПГ, тогда как налоги, зарплаты и сырье внутреннего производства они продолжают оплачивать в гривнах.
Однако не стоит забывать о том, что у многих ФПГ свои обязательства в иностранной валюте перед инвесторами, что может нивелировать эффект от получения дополнительной прибыли. Ситуация немного усугубляется еще и временными административными мерами НБУ, которые, в свою очередь, усложнили доступ предприятий к покупке валюты. «Переход к плавающему валютному курсу требует хеджирования валютных рисков, поэтому сейчас многое будет зависеть от НБУ, насколько этот инструментарий будет разрешен банкам и другим экономическим субъектам. В частности, смогут ли все участники валютного рынка проводить нетрадиционные операции – такие как валютные форварды, валютные опционы, валютные свопы, ну и более сложные инструменты хеджирования валютных рисков», – подчеркивает Бураковский.
Поможет ли бюджету девальвация?
Наиболее неопределенное влияние девальвация гривны оказывает на бюджет, то есть на позиции правительства. Обесценивание национальной валюты может сформировать как положительные факторы, которые будут способствовать преодолению дисбалансов в системе государственных финансов, так и негативные, которые подтолкнут Украину к дефолту.
Положительного эффекта можно будет достичь, если ситуация будет оставаться контролируемой и прогнозируемой. Прежде всего речь идет об оживлении внутреннего производства: постепенное и прогнозируемое обесценивание национальной валюты увеличит ценовой ресурс конкурентоспособности отечественных экспортеров без создания препятствий для импорта.
Кроме того, девальвация гривны расширит базу налогообложения за счет налогов, взимаемых с импортных товаров (НДС, акцизный налог, ввозная пошлина).
Однако здесь есть свои нюансы. По словам Ярослава Жалило, первого заместителя директора Национального института стратегических исследований при президенте Украины, если девальвация будет работать как классический инструмент на уменьшение импорта, то бюджет может недосчитаться как минимум импортного НДС, который является важным бюджетообразующим налогом.
Иная ситуация может сложиться с налогом на прибыль. «Девальвация, конечно, приведет к росту цен. А именно рост ценового параметра позволяет увеличить рентабельность в том же экспортном секторе и внутри экономики. Но налог на прибыль не является особо важным фактором наполнения бюджета. Особенно в наше время, когда прибыль вообще под вопросом, учитывая депрессивные тенденции в экономике», – констатирует Жалило.
Также девальвация обеспечивает прирост инфляционных доходов бюджета, которые являются едва ли не единственным средством, способным помочь в текущем году смягчить дисбалансы в системе государственных финансов и выполнить бюджет. Жалило считает, что «инфляционный» налог – это как раз то, что последние два года правительство недобирало из-за низких темпов инфляции. Однако этот показатель будет восполнен в случае существенной инфляции. В свою очередь, это может негативно отразиться на покупательной способности социально незащищенного населения, чувствительного к повышению роста цен на основные потребительские товары.
Девальвация, конечно, приведет к росту цен. А именно рост ценового параметра позволяет увеличить прибыльность и в экспортном секторе, и внутри экономики.
В то же время по мере ускорения инфляции против правительства будут играть другие факторы, которые на определенном этапе перекроют все позитивы данного процесса. Во-первых, резкое обесценивание национальной валюты может привести не только к переоценке импорта, но и к его сокращению. Параллельно рост экспорта обусловит рост заявок на возмещение НДС, что дополнительно увеличит давление на доходную часть бюджета.
Во-вторых, девальвация гривны приведет к существенному росту расходов бюджета на выплату государственных долгов. Если учесть, что 56,7% государственного долга сформировано в иностранных валютах (доллар США, евро, СДР, японская иена), то дополнительные внеплановые расходы бюджета по этой статье могут измеряться миллиардами гривен.
В-третьих, не стоит забывать и о побочных последствиях девальвации для экономического роста. Стимулируя экспорт, обесценивание национальной валюты негативно сказывается на инвестиционной активности предприятий. Это обусловлено тем, что большинство машин и оборудования отечественные предприятия импортируют из-за рубежа.
Поэтому, чем стремительнее происходит обесценивание национальной валюты, тем больше расширяется экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью, но тем медленнее будет протекать модернизация экономики. Это ухудшит финансово-экономическую эффективность деятельности предприятий, что снизит уплату налогов.
Руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен считает, что девальвация в рамках 10% существенно не изменит судьбу государственного бюджета на 2014 год: «Плановый рост ВВП завышен и недостижим; аналогичная ситуация и с инфляцией. Последствия этого – продолжающаяся экономическая стагнация».
Хороша ложка к обеду
Таким образом, нынешнее правительство оказалось в своеобразной валютной ловушке, и любое решение относительно национальной валюты в какой-то части общества обязательно вызовет недовольство. Дальнейшее сдерживание курса гривны крайне негативно отобразится на отечественном экспорте, а соответственно, на валютной выручке и прибыли многих предприятий.
Отечественные ФПГ будут недовольны такой политикой. Кроме того, золотовалютный ресурс для поддержки гривны практически иссяк. Отпустить гривну в свободное плавание также очень рискованно, поскольку спрос на валюту моментально обвалит гривну, в результате чего пострадают граждане и само правительство.
«Девальвацию и переход к плавающему курсу надо было делать раньше. Надо было осуществлять ее тогда, когда ситуация не была такой острой, когда ЗВР были намного больше, а сейчас изменения, к сожалению, происходят тогда, когда в стране сложное политическое положение», – подчеркивает Бураковский.
В данной ситуации ключевая задача правительства – найти золотую середину и удержать ситуацию на валютном рынке под контролем. В противном случае проиграют все.