Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №27: Что такое налог на выведенный капитал и почему не все
Украинский бизнес ждут серьезные изменения при уплате налогов. В июле президент Петр Порошенко предложил с 2019 года заменить 18-процентный налог на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал (НВК). Разбирался БизнесЦензор
Соответствующий законопроект №8557 был внесен в парламент 5 июля. По замыслу властей, новый налог позволит предпринимателям увеличить инвестиции в производство без чрезмерной фискальной нагрузки.
Теперь бизнес будет платить налог, в том случае, если захочет выплатить дивиденды своим акционерам. Базовой станет 15-процентная ставка по операциям вывода капитала.
Введение нового налога уже стало камнем преткновения между властями, бизнесом, экономистами и международными донорами Украины. Стороны никак не могут прийти к консенсусу в данном вопросе.
Как бизнес платит налоги сейчас?
В Украине действует система прямого налогообложения предприятий. С января 2014 года ставка налога на прибыль составляет 18%. Плательщиками налога являются украинские и иностранные компании, получающие прибыль в Украине. Но только 5-10% бизнеса платят этот налог, остальные стараются оптимизировать его.
Ежегодно поступления в госбюджет от этого налога составляют 8-9% доходной части: в 2016 году – 54,3 млрд грн, в 2017 – 66,9 млрд грн. На этот год в бюджете запланировано получение 81,8 млрд грн.
Почему налог на прибыль хотят заменить?
Основная декларируемая причина: введение налога на выведенный капитал позволит бизнесу направить полученные доходы на модернизацию производства.
Для многих компаний прибыль является единственным источником финансирования развития, поэтому власть может наконец-то дать бизнесу возможность распоряжаться своими деньгами.
Это, по идее, должно привести к росту экономики на 1-2% в год и созданию новых рабочих мест.
Немаловажным фактором для замены налога является его неэффективность. Многие компании "рисуют" убытки в отчетности, чтобы не платить. Тогда как их акционеры выводят деньги из компании посредтством кредитования или закупок у связанных юрлиц.
В свою очередь, налоговики заставляют бизнес декларировать прибыль, чтобы платить налог в казну. Поэтому налог на прибыль превратился в инструмент давления на предпринимателей.
В чем суть налога на выведенный капитал?
Бизнес будет платить налог не с получаемой прибыли, а с вывода денег из компании. Базовой станет ставка 15% с операций по выплате дивидендов.
Также есть операции, приравниваемые к выводу капитала: выплата роялти, процентные и страховые платежи нерезидентам, финансовая помощь связанному лицу, перевод средств на счет в иностранном банке плательщика налога, инвестиции в объекты за рубежом.
К этим операциям будет применена ставка 20%.
К операциям по погашению долгов связанным лицам – нерезидентам будем применяться 5-процентная ставка налогообложения.
Кто гарантировано станет плательщиком нового налога?
Плательщиками НВК станут украинские все юридические лица, ведущие деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме неприбыльных организаций и "упрощенцев".
Также плательщиками налога станут нерезиденты или их постоянные представительства в Украине. Только у банков будет возможность оставаться по желанию плательщиками налога на прибыль до конца 2021 года.
Всех плательщиков НВК внесут в реестр, формированием которого будет заниматься Государственная фискальная служба (ГФС).
Гарантировано плательщиками налога станут госкомпании, нерезиденты, получающие дивиденды из Украины, а также физлица-акционеры.
Если же дивиденды будут выплачиваться украинскому юрлицу, то налог платиться не будет.
Какие основные преимущества НВК?
С введением НВК бизнес перестанет занижать свой финансовый результат, а налоговики его завышать. В результате, отчетность компаний станет более прозрачной, а прибыль не будет выводиться в офшоры.
Вряд ли конечно, можно полностью заблокировать вывод средств в офшоры, но можно хотя бы облагать это налогом по 20%-ной ставке.
Украина входит в ТОП стран по уровню вывода средств в офшоры.
Ежегодно в офшорные юрисдикции уходит 250-300 млрд грн за счет роялти, финансовой помощи, кредитов материнских структур.
Кроме того, ликвидация налога на прибыль должна, по идее, лишить налоговиков инструмента давления на бизнес и ограничить поле для коррупции.
НВК – хорошая идея. Почему его до сих пор не ввели?
С идеей замены налога "носятся" еще с октября 2016 года. Именно тогда Нацсовет реформ утвердил введение налога с 1 января 2018 года. Но только год спустя Кабинет министров одобрил разработанный Министерством финансов законопроект.
Документ долгое время не регистрировался в парламенте из-за неутихающих споров по поводу возможных потерь госбюджета. Ведь и МВФ, и Всемирный банк высказались против введения НВК.
Все дело в том, что в первые годы госбюджет недополучит серьезные суммы. ГФС оценивала потери в первый год введения НВК в 40 млрд грн, Украинский институт будущего в 23 млрд грн, а Институт экономических исследований и политических консультаций в 38 — 47 млрд грн.
Получить такую "дыру" в бюджете, да еще и в год выборов, да еще и на фоне проблем с выполнением текущего бюджета — сомнительная перспектива.
Кроме того, против НВК выступают международные корпорации, работающие в Украине. В марте лобирующая их Европейская бизнес ассаоциация (ЕБА) заявила, что опасается применения НВК к хозяйственным операциям между материнскими компаниями и их украинскими представительствами.
Но бюджет потеряет только в первые годы НВК. Потом же поступления увеличатся?
Да, поступления должны вырасти. Примерно на 4-й год после введения НВК (в 2023 году) он принесет дополнительно от 50 млрд грн дополнительных поступлений. То есть, примерно столько, сколько дает сейчас налог на прибыль.
Но в краткосрочном периоде фискальные риски остаются высокими. Именно из-за этого Швеция, Македония и Румыния отказались от НВК после падения поступлений в бюджет.
Налог продолжает действовать в Эстонии, Латвии и Грузии. Но в последней также неоднозначное мнение по поводу эффективности НВК.
Есть ли еще минусы в идее НВК?
Есть вероятность того, что если НВК будет введен, то власти начнут искать компенсаторы для заполнения "дыры" в бюджете. И за счет чего это произойдет (НДС, рента либо "упрощенцы"), пока никто не озвучивал. Но вряд ли это произойдет за счет сокращения расходной части.
Вместе с тем, противники закона опасаются, что бизнес так легко не сможет отделаться от фискалов. В законопроекте есть нормы, по которым налоговики на свое усмотрение могут запрашивать у компаний документы по трансфертному ценообразованию.
Все понимают, что в украинских реалиях нельзя законодательно позволять налоговикам толковать отдельные нормы на свое усмотрение.
Также есть опасения, что НВК создаст условия для "внутренней офшоризации" за счет физлиц-предпринимателей на едином налоге.
Так стоит ли вводить НВК вместо налога на прибыль?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку доводы обеих сторон являются обоснованными. С одной стороны, НВК – это шаг навстречу бизнесу. У них появится возможность вкладывать до 100 млрд грн оборотных средств в развитие, что естественно приведет к росту ВВП.
С другой стороны, что мешает властям сделать то же самое в рамках действующей системы налогообложения, предоставив льготы тем, кто реинвестирует в свой бизнес.
Следующий аргумент — ослабление давления со стороны налоговиков. И здесь не все так однозначно.
Кроме того, государство получит недопоступления в госбюджет, которые вряд ли захочется покрывать другим налогоплательщикам при введении компенсаторов.
Источник: https://biz.censor.net.ua/r3078216