Банковский сектор Украины: факторы, которые определяют риски
Рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило принадлежность банковского сектора Украины к группе стран с наибольшими страновыми и отраслевыми рисками (группе 10). Подробнее о рисках и тенденциях читайте в нашей статье.
Standard & Poor's специально для UBR.UA
Тенденция развития экономического риска в Украине оценивается как "стабильная". Наша оценка экономического риска "10" (присваивается странам с наибольшими рисками по шкале от 1 до 10) уже отражает трудности, связанные с обеспечением внешнего финансирования и финансирования бюджета, а также высокий политический риск, обусловливающие ослабление экономической устойчивости. Мы ожидаем, что кредитный риск в экономике останется чрезвычайно высоким, поскольку не прогнозируем существенного повышения кредитного качества украинских компаний и домохозяйств в ближайшие два года.
Мы оцениваем тенденцию развития отраслевого риска в украинском банковском секторе как "негативную". В последние два года банковский рынок этой страны покинули несколько западноевропейских банков, а оставшиеся значительно сократили финансирование украинским дочерним банкам. Это обстоятельство лишь частично компенсируется получением стабильной поддержки со стороны российских банков. Мы не исключаем возможности того, что рост депозитов клиентов может оказаться недостаточным для компенсации постепенного сокращения финансирования со стороны материнских банков на фоне ограниченного доступа к финансовым рынкам. Как следствие, повышается риск ослабления характеристик ресурсной базы украинской банковской системы.
Экономические и отраслевые риски: тенденции
Украина представляет собой относительно открытую экономику, которая зависит от сырьевых ресурсов, и которую мы определяем как "недостаточно развитую". По нашим оценкам, ВВП на душу населения Украины в 2013 г. составит 4 тыс. долл. — это один из самых низких показателей среди сопоставимых стран (см. диаграмму 2). По нашей оценке, прирост реального ВВП на душу населения в 2013-2015 гг. будет составлять около 3% вследствие дальнейшего сокращения численности населения, но вместе с тем влияния потребления в частном секторе и ожидаемого снижения воздействия нетто-экспорта на экономический рост в связи с повышением внешнего спроса. Вместе с тем в настоящее время внешний спрос на продукцию украинской металлургической и машиностроительной отраслей остается слабым, а объем промышленного производства сокращается. Кроме того, украинская экономика подвержена рискам, связанным с колебанием мировых цен на сырье. Мы ожидаем, что в 2013 г. экспорт товаров и услуг составит почти 50% ВВП Украины, при этом около 75% составит экспорт сырьевых товаров (природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, а также продукции деревообрабатывающей промышленности).
Гибкость макроэкономической политики
Украина испытывает трудности, связанные с обеспечением внешнего финансирования и финансирования бюджета, которое зависит от благоприятных условий финансирования на рынках капитала. Это приводит к повышению стоимости фондирования для банков и ухудшению операционной среды для их деятельности. Мы ожидаем, что чистый долг расширенного правительства увеличится с 27% ВВП в 2012 г. примерно до 32% в 2013-2015 гг. В нашем прогнозе учитывается девальвация украинской национальной валюты (гривны) на 10%, поскольку мы полагаем, что правительству придется скорректировать валютный курс.
Гибкость денежно-кредитной политики Украины характеризуется как "невысокая" вследствие установленного в стране управляемого обменного курса гривны к доллару США. Девальвация представляет собой значительный риск для банковского сектора Украины, принимая во внимание более высокую открытую валютную позицию банковского сектора Украины по сравнению с сопоставимыми странами СНГ.
Политический риск
Мы оцениваем эффективность, стабильность и предсказуемость политических процессов и институтов в Украине как "низкие". Снижение прозрачности и широкое распространение коррупции негативно влияют на процесс принятия политических решений. Мы оцениваем легитимность украинских институтов как "слабую". Дальнейшие политические шаги украинского руководства труднопредсказуемы, о чем свидетельствуют на первый взгляд несовместимые цели дальнейшей интеграции в ЕС и вместе с тем возможность вступления в таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Отношения Украины с Россией, вероятнее всего, останутся напряженными вследствие продолжения переговоров о газовых контрактах.
Платежная культура и соблюдение принципа верховенства закона
Банковская система Украины относительно молода, платежная культура оценивается как слабая и находится в процессе формирования. Существующие правовая и судебная системы являются недостаточно эффективными вследствие неопределенности относительно прав собственности и трудностей в реализации залога и обращения взыскания на имущество. Относительно низкая позиция Украины по индексам Всемирного банка "верховенство закона" (-0,86) и "сдерживание коррупции" (-0,99) сопоставима с позицией других стран СНГ.
Искажение рыночной конкуренции
По нашему мнению, в украинской банковской системе отсутствуют признаки искажения рыночной конкуренции. Мы оцениваем долю государственных банков (18% в конце 2012 г.) в банковском секторе страны как умеренную. Присутствие государства в банковском секторе немного увеличилось с начала кризиса в 2008 г. вследствие рекапитализации Укрэксимбанка и Ощадбанка и национализации нескольких проблемных банков. Имеются признаки усиления конкуренции со стороны украинских государственных банков и российских банков, пришедших на рынок банковских услуг Украины, но никаких значительных искажений рыночного равновесия или давления на показатели операционной маржи не наблюдается.