Американские сенаторы предложили жестко привязать гривню к доллару
Американские сенаторы-республиканцы Тед Круз и Марко Рубио написали министру финансов США Джеку Лью письмо, в котором предлагают свой вариант помощи украинской экономике, передает российское издание «РБК».
Сенаторы предложили поддержать гривню, введя в Украине режим валютного управления, известный как currency board.
РБК далее рассказывает, что режим currency board предусматривает жесткую фиксацию курса национальной валюты относительно "якорной" валюты, в данном случае – гривни относительно доллара. При этом объем денежной базы страны должен быть на 100% обеспечен валютными резервами. Это означает, что денежная масса в стране увеличивается только тогда, когда растут валютные резервы. Считается, что таким образом можно эффективно сдержать инфляцию, не допустить монетарного финансирования правительства и защитить экономику от внешних шоков.
Авторы письма указывают, что "обвал гривни при новом независимом правительстве в Киеве делает ее легкой добычей для Путина в его стремлении заполучить преимущество на поле пропаганды". Режим currency board поможет Украине “застраховаться от поползновений России – как физических, так и психологических", говорится в письме, на которое ссылается The Wall Street Journal.
Сенаторы при этом ссылаются на успешный опыт балтийских стран, которые использовали валютный режим currency board в переходный период после распада СССР.
Эстония ввела такой режим в 1992г. и сохраняла его вплоть до принятия евро в 2011г. Эстонская крона была привязана к немецкой марке по курсу 8 крон за марку. С 1 января 1999г. крона была привязана к евро. Политика currency board позволила снизить инфляцию в стране с 90% в 1993г. до 3% в 2010г. и, по мнению экономистов, существенно смягчила воздействие на эстонскую экономику финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии и в России в 1997-1998гг.
Литва использует подобный режим валютного регулирования с 1994г. по сей день. До 2002г. литовский лит был привязан к доллару, затем "якорной" валютой стало евро. При этом, в отличие от Эстонии, валютные резервы Литвы включали в себя кредиты МВФ, что приближает литовский опыт к нынешней украинской ситуации.
Однако российское издание отмечает, что данное предложение от американских сенаторов для Украины идет вразрез с ключевым условием финансовой помощи Киеву со стороны МВФ. Фонд, заключивший с Украиной предварительное соглашение о программе stand-by, настаивает на гибком, свободном курсе гривни. При президенте Януковиче Нацбанк Украины старался следовать привязке официального курса гривни к доллару на уровне около 8 гривен за доллар. Правда, в конце января и затем в феврале нынешнего года, после того как Россия не выплатила Украине второй транш кредита (первый в размере 3 млрд долл Янукович получил от Путина в декабре 2013 года) и с учетом того, что практически закончились ликвидные валютные резервы, курс сорвался. На 5 февраля он достиг 9,4 грн за долл.
Новый же глава Нацбанка Кубив сразу заявил, что будет строго придерживаться рекомендации МВФ о гибком курсе гривни и что не будет больше расходовать золотовалютные резервы (ЗВР) на поддержку нацвалюты от девальвации. Тем более что, повторюсь, «живой» валюты в ЗВР на сегодня практически не осталось — там сейчас лишь сомнительного качества ценные бумаги и золото. Как следствие, в последние дни-недели на фоне массового оттока депозитов с последующей конвертацией украинцами гривни в валюту наша нацвалюта стремительно валится. В минувшую пятницу торги на межбанке завершились на уровне 13,30 грн за долл (на продаже), а в течение дня курс достигал 13,9.
Поскольку я раньше в своих статьях тоже касался темы режима currency board, то хочу сейчас вставить также и свои «5 копеек».
Во-первых, действительно данная инициатива американских сенаторов противоречит доктрине МВФ о гибком курсообразовании в Украине.
Во-вторых, я считаю, что валютный курс, рассчитанный по режиму currency board, может служить лишь одним из ориентиров в оценках, но никак не должен являться официальным «якорем». Поскольку коэффициент отношения денежной базы (монетарной базы) к ЗВР для Украины подвергается порой очень значительным колебаниям в виду того, что резервы слишком уж малы.
Например, на 1 августа 2012 года денежная база у нас составляла 245,0 млрд грн, а золотовалютные резервы – 30,1 млрд долл. При делении одного числа на другое получался курс 8,14 гривни за доллар, что практически соответствовало тогдашнему курсу на валютном рынке.
Однако посмотрим, каким должен быть курс по currency board сегодня! На 1 апреля монетарная база в Украине составила 329,7 млрд грн, ЗВР — 15,1 млрд долл. Получается, что курс должен равняться сейчас 21,8 грн за доллар?..
Такое глубокое падение гривни на сегодня вряд ли оправданно. Например, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в США Андерс Аслунд считает, что на сегодня в Украине должен быть максимальный допустимый курс — 12 грн за долл. "Курс выше, чем 12 грн за доллар не может быть объективным: он, скорее, спекулятивный", — сказал эксперт. "Предел падению гривни есть. Вероятно, стабилизация наступит скоро", — резюмировал Аслунд.
Мои оценки курса гривни по паритету инфляционного обесценивания гривни и доллара за последние 10 лет близки к озвученным Аслундом. Как я уже ранее неоднократно писал, считаю, что минимальная планка комфортного для украинской экономики курса находится ныне на уровне 11-12 грн за доллар. Ну а верхняя граница — примерно 14 грн за долл.
Так что идея привязки курса гривни по currency board, предложенная двумя американскими сенаторами, мне представляется сейчас, скажем так, не особо удачной...