Выпуск №111: Глобальная трансформация: три проблемы, которые придется решить властям во всем мире
Сейчас правительства разных стран предпринимают невероятные усилия, чтобы смягчить первый удар для экономики от последствий пандемии. В ближайшие годы, после того как этот удар будет отражен, им придется решить три серьезные проблемы, считает главный стратег «Атона» Александр Кудрин.
Эпидемия коронавируса стала, пожалуй, наиболее серьезным, глобальным вызовом для человечества за последние десятилетия. Ее последствия приведут к существенным изменениям в экономической и социальной сферах, которые будут во многом определять развитие общества в ближайшие годы.
Масштаб проблемы оказался столь значительным, что мировая экономика даже теоретически не могла быть к ней готовой. Ограничительные меры со стороны властей большинства государств в мире привели к частичной (или даже полной) остановке производства, резкому спаду в сфере услуг. Одновременно с этим под ударом оказалась внешнеэкономическая деятельность. Уже во второй половине марта стало понятно, что экономику крупнейших стран мира ожидает рецессия и что на преодоление негативных последствий эпидемии могут потребоваться годы.
Очевидно, что структура спроса подвергнется значительным изменениям. Например, можно ожидать, что общество потребует увеличить расходы и модифицировать систему здравоохранения. На уровне индивидуального потребления произойдет существенный спад, который практически неизбежен на фоне роста безработицы. «Подстройка» предложения под новые реалии может затянуться, и восстановление экономик будет идти скорее по траектории, напоминающей букву U, а не V.
В области экономики и финансов есть как минимум три серьезные проблемы, которые предстоит решить в ближайшие годы.
Экономический спад неизбежно приведет к снижению кредитоспособности значительного числа корпораций. Именно поэтому первой существенной проблемой является резкий рост кредитных рисков, который может спровоцировать полномасштабный долговой кризис.
«Внезапное окончание» бизнес-цикла стало полной неожиданностью для финансовых рынков и привело к резкому падению стоимости практически всех активов. И акции, и облигации в последнее время выглядели переоцененными, поэтому «сдувание пузыря» в какой-то момент должно было произойти. Но в марте 2020 года это случилось слишком быстро. Сокращение стоимости активов произошло при сохранении неизменным объема обязательств в экономике и привело к нарушению баланса между ними, что только усугубляет потенциальные долговые проблемы.
Большинство монетарных и фискальных мер носит экстраординарный характер. Невозможность сколько-нибудь точно просчитать последствия эпидемии, с одной стороны, и необходимость действовать быстро, с другой, обусловили их масштаб. Достаточно вспомнить, что ФРС перешел к неограниченной по объемам программе выкупа активов (QE), а правительства США и Германии анонсировали фискальные меры в объеме около 10% ВВП.
ЕС приостановил действие основополагающего экономического соглашения — Пакта стабильности и роста. Этот документ ограничивает уровень дефицита бюджета стран еврозоны 3% ВВП, а объем госдолга — 60% ВВП. Не исключено, что помимо адресных мер поддержки корпораций, снижения налогового бремени и, временами, раздачи денег населению, в отдельных случаях власти пойдут на национализацию проблемных компаний. Беспрецедентный объем бюджетных расходов тем не менее не гарантирует быстрого восстановления экономического роста. Вполне вероятно, что действие стимулирующих мер в том или ином виде придется сохранить на достаточно продолжительный срок. Поэтому проблема значительного бюджетного дефицита становится вторым вызовом для правительств разных стран. Вполне вероятно, что на уровне государств с развивающейся экономикой эта задача может оказаться неразрешимой без значительных списаний или внешней помощи.
Несмотря на то что нынешний кризис имеет экономическую природу, его воздействие на финансовый сектор будет значительным. Действия монетарных властей по предоставлению фактически бесплатной и почти неограниченной ликвидности выглядят вполне логичным шагом. Так они стараются поддержать нормальное функционирование системы в условиях роста недоверия ее участников друг к другу. Без этих мер велика вероятность финансового кризиса в дополнение к экономическому. Проблемы корпораций отразятся на банковском секторе с лагом в несколько месяцев, что потребует новых действий регуляторов.
Учитывая опыт последнего десятилетия, можно надеяться, что ситуация будет более или менее контролируемой. Использование буферов, сформированных банками по требованию регуляторов в последние годы, смягчит первый удар, но в дальнейшем, возможно, потребуются новые вливания в капиталы банков.
Избыточный объем ликвидности, вероятно, сохранится на рынках до той поры, пока экономика не перейдет к росту и не будут решены проблемы в финансовом секторе. В этой ситуации рано или поздно стоимость отдельных классов активов начнет расти. Традиционно некоторые из них используются как альтернативная метрика стоимости денег (например, часто в этой роли выступает золото). Этот подход выглядит вполне адекватным в условиях низкой инфляции. Вероятно, ее уровень будет низким в обозримой перспективе на фоне сокращения спроса. В этих условиях оценка справедливой стоимости активов и выявление «пузырей» становится третьей серьезной проблемой, которую предстоит решать инвесторам и регуляторам.
Очевидно, что не менее серьезные проблемы придется решать и в социальном секторе (например, с резко увеличившейся безработицей), что может привести к значительной корректировке экономической политики в целом. Так или иначе, мир стоит на пороге существенной трансформации, и хочется верить, что она сделает жизнь человечества более защищенной от различных невзгод.