Выпуск №98: Взрыв или гнетущая тишина. Как загибаются флагманы украинской промышленности
Промышленная статистика показывает начало катастрофы. Новые данные Госстата за ноябрь свидетельствуют о падении промпроизводства на 6,9%. Логичные последствия в краткосрочной перспективе — увеличение безработицы и новая волна миграции. На фоне укрепления гривны и полного непонимания правительства, что с этим делать, мы предполагаем: через полгода нас может ждать серьезный кризис, который может накрыть целый ряд промышленных городов (прежде всего Запорожье, Днепр, Харьков) и, безусловно, повлияет на ситуацию в стране в целом.
Мы решили посмотреть, как обстоит дело в нескольких промышленных центрах Украины, на предприятиях, названия которых на слуху у каждого.
Запорожье
Здесь, по оценкам экспертов, под угрозой утраты доходов и потери работы оказалось порядка 35 тысяч человек — работников местных предприятий. А с семьями — это около 100 тысяч человек, недовольных жизнью.
Мотор Сич
В тяжелом положении находится и запорожское предприятие Мотор Сич — одно из ведущих в мире по производству авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. С одной стороны, Мотор Сич стал заложником экономической войны между Китаем и США, с другой — жертвой пренебрежения со стороны государства и собственного недальновидного менеджмента.
Этот год стал для завода совершенно провальным. Чистый убыток по итогам января-сентября составил 532,7 миллиона гривен, тогда как аналогичный период 2018-го компания завершила с чистой прибылью в 543,2 миллиона гривен.
С августа на заводе введен режим строжайшей экономии. Инженеры, по нескольку лет работающие над новыми проектами, признаются, что дальнейшая их реализация призрачна. Работники переведены на 4-дневную рабочую неделю, при этом на Мотор Сич сейчас довольно серьезно говорят и о «трехдневке». Под угрозой социальный пакет работников — здравоохранение, отдых, доставка на работу и т.д., в который Мотор Сич, действительно, серьезно вкладывался. Для многих членов тридцатитысячного коллектива это становится серьезным испытанием, хотя пока работники и говорят, что в 1990-е было хуже.
Запорожтрансформатор
В начале года принятые Верховной радой поправки к переходным положениям налогового кодекса привели к тому, что иностранные производители трансформаторов получили ценовые преференции на два года. Что, в свою очередь, ведет к потере единственного стратегического предприятия Украины в электроэнергетической отрасли — ЧАО Запорожтрансформатор.
Входящее в группу Энергетический стандарт Константина Григоришина предприятие — один из крупнейших в Европе производителей силовых масляных трансформаторов, его коллектив — 2 тысячи 500 человек. Но в октябре 2019-го из-за долгов в размере более 10 миллиардов гривен (при собственных активах 4 миллиарда гривен) началось банкротство предприятия.
Сами запорожцы, кстати, указывают на странное поведение властей: российский рынок для их продукции закрыт, а вот российские производители-конкуренты — свободно работают на Украине, принимают участие в тендерах и, пользуясь государственными преференциями, предлагают более выгодные условия.
Запорожсталь
Металлургический комбинат Запорожсталь, входящий в группу Метинвест Рината Ахметова, в ноябре сменил гендиректора — теперь предприятием управляет Александр Мироненко. Но ему досталось нелегкое время. Из-за кризиса в металлургии группа Метинвест останавливает часть инвестпроектов, кроме критически важных и экологических. Также пройдут сокращения персонала на всех предприятиях включая Запорожсталь, Запорожкокс и Запорожогнеупор.
Комментируя ситуацию, гендиректор группы Метинвест Юрий Рыженков отметил: «Мы заходим в самый жесткий кризис за последние 10 лет. В частности, Метинвест вынужден сократить выполнение инвестиционной программы 2019 г. Компания приостановит реализацию отдельных проектов, кроме критичных, предусмотренных Технологической стратегией, и проектов с существенным экологическим эффектом».
АвтоЗАЗ
ЧАО Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) уже больше года проходит процедуру банкротства. Проблемы лежат в финансовой плоскости — завод нуждается в санации. Производство автомобилей на нем прекратилось еще в январе 2019-го, предприятие, входящее в корпорацию УкрАВТО бизнесмена Тариэла Васадзе, практически мертвое. (Вспомним: в рекордном для себя 2007-м АвтоЗАЗ выпустил 280 тысяч машин, из которых более половины произвели по полному циклу.) В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги.
Запорожская АЭС
Здесь по разным причинам периодически останавливают энергоблоки. То ремонт, то проблемы с безопасностью, то еще что-то. Энергетические блоки изношены и требуют замены, но на это нет денег. Понятно, что на социальную инфраструктуру средств тоже не хватает.
Днепр
КБ Южное и предприятие Южмаш
КБ Южное, как основной источник новых разработок, не выполняет эту функцию. За годы независимости оно лишь создало несколько модификаций советских ракет. Именно за счет них и удалось поучаствовать в международных проектах.
1 ноября руководство конструкторского бюро Южное уволило директора завода Южмаш Сергея Войта. Позже, 4 ноября, кабинет министров на внеочередном заседании уволил Павла Дегтяренко с должности главы государственного космического агентства и объявил конкурс на эту должность.
За период с 2015 по 2017 гг. КБ Южное практически перестало давать заказы Южмашу. Так, доля КБ в объемах поступлений от заказчиков завода сократилась в 34 раза в денежном измерении и более чем в 25 раз в относительном. Сегодня часть поступлений от КБ Южное не превышает 1% в общем объеме.
Днепразот
АО ДнепрАзот входит в структуру группы Приват. Завод расположен в Каменском (Днепропетровская область), специализируется на производстве удобрений. Чистая выручка предприятия еще в 2017 г. составила 7,3 миллиарда гривен. Но с прошлого года предприятие регулярно уходит в режим вынужденного простоя, требует особых условий поставок газа, потеряло большую долю украинского рынка азотных удобрений и т.д. ДнепрАзот — это 4 тыс. работников, доходы которых уже значительно упали. И будущее предприятия — под большим вопросом.
Кривой Рог
Арселор Миттал
Компания летом нынешнего года подверглась череде скандально-громких проверок и обысков со стороны силовых структур, а также личной критике президента Владимира Зеленского. После чего встал вопрос о том, продолжит ли вообще крупнейший в стране металлургический комбинат работать на Украине. Если конфликт с властью не будет урегулирован и разгорится с новой силой, порядка 30 тысяч работников в Кривом Роге могут остаться без работы. А крупнейший иностранный инвестор (в комбинат вложено 9 миллиардов долларов) — может со скандалом уйти из Украины.
Харьков
Завод имени Малышева
Именно этому предприятию устроил в начале ноября разнос президент. Зеленский заявил, что был шокирован, узнав, что харьковский Завод имени В. А. Малышева с 2009 г. выпустил только один танк для вооруженных сил Украины. «Я в шоке, что касается статистики. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год», — сказал он на совещании по проблемным вопросам деятельности ГК Укроборонпром. Зеленский указал, что на заводах оборонно-промышленного комплекса есть задолженность по зарплате до четырех лет, уровень зарплат очень низкий, а зимой люди работают в помещении при нулевой температуре. А еще весной АК Харьковоблэнерго отключила Завод им. Малышева от электроэнергии за долги. Долг завода перед облэнерго составлял 4 миллиона 124 тысячи гривен.
Турбоатом
На предприятии работают почти 3,5 тысячи человек. Они занимаются производством турбин по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки. 75% Турбоатома принадлежит государству, а 25% — приватизировано.
И вот теперь гендиректор АО Турбоатом Виктор Субботин считает, что требование кабмина выплатить не 50%, а 90% полученной заводом прибыли в качестве дивидендов на долю государства в пакете акций может привести к остановке предприятия.
«Кабмин принял решение увеличить эту долю до 90%, а это еще +230 миллионов гривен, которые завод должен уплатить в течение недели. Таких денег нет. Если предположить, что эта сумма будет списываться в принудительном порядке, это неизбежно приведет к остановке производства, а значит — срыв контрактов и совместных проектов Турбоатома и Электротяжмаша», — подчеркнул генеральный директор.
Социальный взрыв или тишина?
Как видим, ситуация в крупнейших промышленных центрах Украины, на ее ведущих предприятиях, все хуже и хуже. Не то чтобы прямо завтра десятки тысяч людей будут выброшены на улицу, но вполне реально, что их зарплаты сократятся до такого уровня, когда ходить на работу станет просто бессмысленно.
На кризис в промышленности в 2020 г. вполне могут наложиться проблемы в сельском хозяйстве. Сухая осень, бесснежная зима — озимые, можно сказать, сеяли впустую. Очень вероятно, что доходы экспортеров аграрной продукции в следующем году упадут. А промышленность не сможет поддержать экономику…
Многие наблюдатели полагают, что результатом нынешней — провальной — промышленной политики действующего правительства может стать социальный взрыв в промышленных регионах (Запорожье, Днепр, Харьков). По такому сценарию десятки тысяч людей потеряют возможность кормить свои семьи… Вот только социальный взрыв был бы еще далеко не худшим вариантом — он бы что-то поменял, кое-кому в Киеве мозги на место поставил. Но по другому сценарию — будет гнетущая тишина. Потому что спрос на рабочие руки в Польше не падает — скорее, наоборот, растет после того, как открылся рынок труда Германии. Так что мы получим лишь новую волну трудовой эмиграции — волну, которая может стать фатальной для украинской промышленности.
Какой есть выход из ситуации? Прежде всего — возвращение во власть профессионалов. Второе: высшее руководство государства должно одернуть силовиков, действия которых сейчас больше похожи на желание все уничтожить (прежде всего речь идет об СБУ, ГБР и НАБУ). Третье: нормализовать денежную политику государства. Крепкая гривна просто «убивает» экспортеров, а с помощью ОВГЗ затягивается петля на «шее экономики».
Наконец, самое важное: стоит отбросить предубеждения о том, что протекционизм — это абсолютный вред. Одно дело — теория, прописанная в неолиберальных (не всех!) учебниках по экономике, другой — реальное управление государством в кризис. Тогда, когда для определенных отраслей здоровый протекционизм может стать настоящим спасением.
Оригинал публикации: Взрыв или гнетущая тишина. Как загибаются флагманы украинской промышленности