Новая налоговая поддержит честных предпринимателей, - Сергей Верланов
1 августа, в БЦ «ЛІГА» состоялся пресс-брифинг Председателя Государственной налоговой службы Сергея Верланова на тему «Становление новой налоговой: начало перевоплощения».
С. Верланов напомнил, что в декабре 2018 года ГФС была поделена на две службы: Государственную налоговую службу (в состав которой входят подразделения налоговой милиции) и Государственную таможенную службу как отдельные центральные органы исполнительной власти.
Председатель ГНС отметил, что ключевые изменения для реформирования налоговой уже состоялись. Во-первых, создан единый департамент администрирования налогов (объединение департаментов налогов и сборов юридических и физических лиц). Во-вторых, ликвидировано Главное управление внутренней безопасности. Его функции переданы иным департаментам: по вопросам предотвращения и выявления коррупции (антикоррупционные мероприятия); кадрового обеспечения и развития персонала (выявление конфликта интересов, профилактическая работа). В-третьих, состоялось укрупнение ключевых функций в составе объединенных департаментов.
В частности, созданы департаменты:
— налоговых проверок, трансфертного ценообразования и международного налогообложения (объединение департамента аудита и департамента трансфертного ценообразования и международного налогообложения);
— мониторинга рискованных операций и доходов (объединение департамента мониторинга рискованных операций и департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем).
ГНС начнет свою работу после перевода не менее 30 % работников из Государственной фискальной службы (9 тыс. человек). Для Государственной таможенной службы предусмотрена такая же процедура. После этого ГФС полностью ликвидируют.
Напоминаем, что сведения о реквизитах всех высших, центральных и региональных органов власти (адрес, телефоны и фамилии руководителей), а также сведения об истории создания органов власти можно узнать в модуле «Власть Украины» ИПС ЛІГА: ЗАКОН. Заказать тестовый доступ можно здесь.
С. Верланов указал, что на сегодняшний день перед ГНС в области кадровой политики стоит два главных вопроса.
Во-первых, набор кадров на начальные должности (проект «первая работа»). С момента начала работы новой службы планируется преодоление кадрового голода за счет молодежи.
Во-вторых, вопрос оплаты труда специалистов среднего и высшего звена. Со следующего бюджетного года планируется повышение заработной платы как работников ГНС, так и ГМС.
Председатель ГНС акцентировал внимание на запланированной демилитаризации ГНС.
Он уверен, что отсутствие у налоговой правоохранительных функций создаст условия для улучшения сервиса и повышения доверия со стороны налогоплательщиков. Теперь ГНС вместе с Президентом, СНБО, новоизбранными парламентариями работает над созданием нового органа — Службы финансовых расследований.
С. Верланов заверил, что ГНС будет поддерживать предпринимателей, честно ведущих бизнес и исправно платящих налоги, а мошенники понесут ответственность в соответствии с законом.
«Наша цель — это, прежде всего, четкость критериев блокировки накладных, которые должны быть закреплены на уровне постановления Кабмина. Наша аналитическая служба исследует бизнес-процессы и бизнес-модели, применяемые налогоплательщиками. Наши решения не заденут реальный бизнес и будут направлены на лиц, занимающихся мошенничеством с НДС. Все дела мы будем передавать соответствующим органам. Мы будем идти навстречу белому бизнесу, настоящим предпринимателям, занимающимся реальной деятельностью. Также мы будем противодействовать серым и черным схемам тех дельцов, которые, прикрываясь добрым именем предпринимателя, фактически создают эрозию системы государственных финансов, приводящую к проблемам с доходной частью государственного бюджета, усиливающим налоговое давление на весь бизнес».
Напомним, что в 2018 году были внесены изменения в Налоговый кодекс Законом № 2245 — VIII относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений. Новая норма этого кодекса предусматривает, что регистрация налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных может быть приостановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабмином.
Следовательно, компетентным органом, который должен был бы установить основания для приостановки регистрации налоговых накладных является Кабмин. Поскольку основаниями для приостановки регистрации налоговых накладных является соответствие плательщика налога или его хозяйственных операций, определенных критериями рискованности, то и сами эти критерии как обязательный элемент оснований для приостановки регистрации налоговых накладных должен был бы определять непосредственно Кабмин.
Однако в соответствующих Порядках, утвержденных постановлением Кабмина от 21 февраля 2018 № 117 никаких критериев рискованности не было установлено.
В постановлении Верховного Суда от 2 апреля 2019 года по делу № 822/1878/18, в частности, указано, что судами предыдущих инстанций установлена беспочвенность приостановки регистрации налоговой накладной как предпосылки принятия соответствующего решения Комиссии, ведь в квитанции указаны критерии рискованности, определенные исключительно письмом ГФС .
ВС, предоставляя оценку доводам кассационной жалобы, указывал, что письма министерств, иных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании ст. 117 Конституции, а следовательно не являются источником права в соответствии со ст. 7 Кодекса административного судопроизводства.
Это постановление ВС фактически признает, что все действия налоговых органов по приостановке регистрации налоговых накладных противоречили закону. При этом действия, совершенные государственными служащими без надлежащих для этого законодательных оснований, могут быть квалифицированы при соответствующих признаках (причинение вреда) как превышение должностных полномочий. А это уже потенциально уголовное преступление.