Выпуск №66: Polskie Radio (Польша): Украина останется без бензина?
Нефтепродукты — слабое место Украины в контексте ее энергетической зависимости от Москвы. По мнению польского эксперта, решение России о запрете экспорта нефтепродуктов на Украину может привести к кризису на топливном рынке страны, особенно с учетом возникших проблем с нефтепроводом «Дружба» и поставками нефти в Белоруссию. Ведь Белоруссия — тоже важный экспортер нефтепродуктов.
Интервью с экспертом варшавского Центра восточных исследований Шимоном Кардасем
Polskie Radio: С 1 июня Москва запретит экспорт российских нефтепродуктов на Украину, осуществлять его будет можно только на основании специальных разрешений. Между тем Киев закупает основной объем топлива именно в России и Белоруссии, которая сейчас занимается ремонтом оборудования нефтеперерабатывающих предприятий, пострадавших от загрязненной российской нефти. Угрожает ли украинцам кризис на топливном рынке?
Шимон Кардась (Szymon Kardaś): Теоретически решение о запрете экспорта на Украину дает Москве широкие возможности в сфере ограничения поставок своих нефтепродуктов, доля которых на украинском рынке велика. Однако компании, занимающиеся экспортом, могут получить специальные разрешения, так что нужно подождать и посмотреть, как будет выглядеть ситуация на деле.
Сейчас эксперты называют эти санкции политической «страшилкой», указывая на то, что тема поставок начала звучать во время предвыборной кампании на Украине. Напомню, что скоро нас ждут очередные выборы — в украинский парламент. Если эмбарго окажется полномасштабным, Киев попадет в сложное положение, ведь российские нефтепродукты играют на украинском рынке важную роль: на дизельное топливо и сжиженные углеводородные газы из России приходится там 43% и 39% соответственно.
— Это огромная доля.
— К этому еще добавляются проблемы с нефтепроводом «Дружба». Белоруссия тоже выступает важным экспортером нефтепродуктов на украинский рынок, на нее приходится около 30% поставок. Ограничение работы Мозырского НПЗ, вызванное поступлением из России загрязненной нефти, отразится на экспортных возможностях белорусов.
— Сказать, когда Белоруссия справится с этой проблемой, сложно, значит, Украина может остаться без бензина?
— Во-первых, все зависит от того, в каком масштабе будет использоваться запрет на экспорт в рамках введенных 18 апреля санкций. Во-вторых, важно, когда Мозырский НПЗ отремонтирует оборудование, пострадавшее от загрязненной нефти, и возобновит производство, а также какой объем продукции он сможет направлять на Украину.
— Значит, Россия решила использовать слабое место Украины. Кремль, который может регулировать, например, количество разрешений на экспорт, получил политический инструмент.
— Нефтепродукты — это действительно слабое место Украины в контексте энергетики и зависимости от Москвы. Об этом многие не раз предупреждали. Украинский рынок держится за счет импорта из России и Белоруссии, которая занимается переработкой российской нефти. Белорусы получают от россиян 18 миллионов тонн нефти в год. В такой ситуации диверсификация источников поставок выглядит в краткосрочной перспективе крайне сложной задачей.
— Есть ли у Украины возможность получать нефтепродукты из других источников?
— Украинское руководство предпринимает шаги в этом направлении. Спасения можно искать в странах Центральной Европы, но сейчас из-за кризиса с загрязненной нефтью некоторым
странам этого региона (например, Польше) приходиться задействовать стратегические резервы, чтобы нефтеперерабатывающие предприятия могли выполнить план. Другой выход — это импорт сырой нефти через порт в Гданьске, но в любом случае возможности поддержать Украину или Белоруссию будут ограничены.
Санкции, которые российское руководство ввело 18 апреля, имеют политическую подоплеку, это попытка намекнуть, что если Киев изменит политический курс, Москва сможет предложить ему более выгодные условия сотрудничества в том числе в энергетической сфере. До этого мы наблюдали другие попытки воздействия. В ходе избирательной кампании перед первым туром президентских выборов, когда пророссийские политики отправились с визитом в Москву, шла речь о развитии сотрудничества в газовой отрасли. Предполагалось, что «Газпром» может войти в состав консорциума, управляющего украинской газотранспортной системой, а Россия — предложить Украине новые выгодные контракты на транзит и поставку.
Москва использует метод кнута и пряника. Она то показывает, что готова сделать шаг навстречу, если, конечно, Киев изберет соответствующий политический курс, то, угрожает, вводя санкции, и демонстрирует, какими возможностями в области дестабилизации Украины она обладает. Такие двунаправленные действия, разумеется, выступают частью политической стратегии.
— Фоном для этой ситуации выступает кризис с загрязненной нефтью. Сложно не задуматься о том, что из-за него Украина пострадает еще сильнее.
— Из-за этого кризиса сильнее всего пострадала Белоруссия и ее Мозырский НПЗ, имеющий ключевое значение для экономических интересов белорусского государства. В дальнейшем он также опосредованно ударит по Украине, о чем мы говорили выше. Одновременно появляется вопрос, какими финансовыми последствиями в долгосрочной перспективе обернется этот кризис для России, ведь пострадал ее имидж как экспортера нефти. Пока партнеры не выдвигают ей претензий, но в связи с ограничением поставок, а в случае Белоруссии — поломкой оборудования НПЗ, они могут появиться. Вопрос, каким будет масштаб этих претензий, и как отреагирует на них Россия. Вопросов возникает много, но в краткосрочной перспективе сильнее всего пострадает Белоруссия, а если в 1 июня начнет действовать эмбарго, то и Украина.
— Благодарю за беседу.
Оригинал публикации: Ukraina bez benzyny? Ekspert OSW: dla Rosji embargo to narzędzie szantażu