Выпуск №63: Худшее позади: что делать инвестору в условиях ускорения экономики
Риски мировой рецессии, похоже, отступают. Стимулирование китайской экономики, восстановление цен на многие активы и политика крупнейших мировых центробанков могут способствовать ускорению глобального роста в этом году.
Замедление роста мировой торговли и обрабатывающей промышленности, похоже, достигло нижней точки. По оценкам Julius Baer, такое ухудшение динамики, начавшееся с проблем в Китае, является следствием циклических факторов и структурных проблем. Что касается последних, мировая экономика, скорее всего, прошла пик глобализации последних тридцати лет, которая сделала КНР главной «фабрикой» планеты.
Автоматизация и другие передовые технологии, например 3D-печать, снижают выгоды переноса производства в другие страны и делают поставки готовой продукции через океан менее привлекательными. Прохождение пика офшоризации производства также соотносится с перестройкой экономики Китая на модель роста, основанную на внутреннем потреблении.
Последствия торговых войн
Негативная динамика прошлой зимы была очевидным образом усилена торговыми спорами Пекина и Вашингтона и спадом активности на автомобильном рынке. Неопределенность относительно внешнеторговой политики США сильно влияет на деловые и потребительские настроения. В этом свете чем раньше будет достигнуто соглашение между сторонами конфликта, тем лучше будет для мировой экономики. По нашим оценкам, президент США Дональд Трамп не может позволить себе продолжать торговое противостояние с Пекином, поскольку отсутствие соглашения может вызвать рецессию в американской экономике уже на стыке 2019-2020 годов.
Эксперты Julius Baer не рассматривают инверсию кривой доходности по гособлигациям США (когда процентные ставки по долгосрочным бумагам становятся ниже, чем по краткосрочным) в качестве признака неминуемого падения ВВП страны. Завершение процесса сокращения активов на балансе ФРС США ближайшей осенью и пауза в повышении процентных ставок создают условия для постепенного увеличения крутизны кривой доходности в ближайшие месяцы. Уровень ипотечных ставок будет стимулировать жилищный рынок и другие секторы американской экономики, чувствительные к стоимости заимствований.
Тем временем инвесторы с нетерпением ждут предстоящего сезона корпоративной отчетности, консенсус-прогнозы по которому в последнее время несколько снизились на фоне слабой макроэкономической статистики. Компании из расчетной базы индекса S&P 500, как ожидается, покажут небольшое сокращение прибыли — на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, по оценкам Julius Baer, экономические индикаторы позволяют надеяться на более высокие результаты, что поддержит рост фондового рынка.
Никакой поддержки
Инвесторы не должны обманывать себя, рассматривая монетарную политику в качестве волшебной палочки. В текущих условиях реальные медианные зарплаты в мире демонстрируют стагнацию, а кредитно-денежная политика становится менее эффективной по сравнению с «золотой эрой» 1945-1990 годов. Действия центральных банков на самом деле являются критически важным фактором обеспечения стабильности цен на активы.
Это особенно актуально для американской экономики, которая стала более чувствительной к эффекту богатства — в большей степени через изменение цен на активы, чем через динамику спроса на кредиты. Так или иначе, фискальная политика должна активнее поддерживать экономический рост, о чем все чаще говорит председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги.
В первом квартале текущего года фонды акций столкнулись с оттоком средств в объеме $80 млрд, причем главными «жертвами» оказались американские и европейские бумаги. Судя по всему, инвесторы воспользовались недавним ралли для сокращения своих позиций на фондовом рынке, что, очевидно, нельзя рассматривать как признак повышенного оптимизма. С другой стороны, фонды облигаций инвестиционного уровня и ипотечных бумаг получили приток средств.
В целом инвесторы в последнее время проявляли повышенную осторожность, что с технической точки зрения улучшает перспективы рынков акций. Особого внимания заслуживает ключевой фондовый индекс Швейцарии SMI, который в начале апреля достиг нового рекордного уровняна фоне относительно стабильного роста корпоративных прибылей. Еще одним фактором поддержки стал тот факт, что швейцарские компании не так сильно зависят от динамики европейской экономики и политических факторов (например, Brexit). Фондовый рынок Швейцарии вновь подтверждает свой статус отличного инструмента сохранения капитала.
Надежда на госдолг
В США и Германии доходность по 10-летним гособлигациям за последнее время опускалась до многомесячных минимумов на фоне усиления рисков начала рецессии. Затем в этих бумагах наблюдалась слабая коррекция, поддержанная опережающими индикаторами по китайской и американской экономике, которые оказались лучше рыночных ожиданий.
Аналитики Julius Baer ожидают, что экономики США, Китая и ЕС покажут более позитивную динамику, чем прогнозирует рынок. Если эти ожидания оправдаются, доходности госбумаг, вероятно, продолжат постепенный рост.
В то же время кредитные рынки могут получить поддержку со стороны умеренной оценки вероятности рецессии, которая будет сдерживать уровень дефолтов на относительно низких значениях и заставит крупнейшие мировые центробанки сохранять выжидательную позицию.
По оценкам Julius Baer, поиск доходности на рынках продолжится, что будет провоцировать дальнейшее сужение спредов и обеспечивать привлекательность кредитного риска по сравнению с риском дюрации.