Прокуроры и следователи несут персональную ответственность за давление на бизнес
Правоохранители будут персонально отвечать за незаконное преследование бизнеса.
Соответствующий Закон № 2548-VIII «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования», получивший название «МаскиШоуСтоп 2» вступил в силу 4 ноября.
Закон является логическим продолжением Закона № 2213 «МаскиШоуСтоп 1», усовершенствуя ряд вопросов, в частности призван устранить оставшуюся практику возбуждения уголовного производства непрямыми методами.
Документом внесены изменения в статьи 220, 284, 303, 307, 309 УПК в части предоставления другому лицу, права или законные интересы которого ограничиваются в ходе досудебного расследования, или его представителю права заявлять ходатайство следователю, прокурору о закрытии уголовного производства, если существует неотмененное постановление следователя, прокурора о закрытии уголовного производства по основаниям, предусмотренным в УПК, а в случае отказа в удовлетворении ходатайства обратиться с жалобой к следственному судье. При этом предусмотрено, что определение следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Законом также внесены изменения в статью 130 УПК, которыми предусмотрена возможность государства, в случае возмещения ущерба, нанесенного следователем, прокурором, за счет госбюджета, применять право обратного требования к этим лицам в случае установления в их действиях состава уголовного правонарушения по обвинительному приговору суда, вступившего в законную силу, или дисциплинарного проступка независимо от истечения сроков применения и действия дисциплинарного взыскания.
Отметим, изначально законопроект предполагал также изменения в Гражданский кодекс и Закон «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» касаемо возможности государства применять право обратного требования к виновным лицам. В окончательной редакции Закона эти нормы исключены.