Зачем Нацбанк переписал для украинцев карточные правила
Отсутствие безусловной ответственности пользователя карты за ненадлежащий перевод средств, не есть гарантией полного возврата средств, украденных мошенниками с карт.
Эффект от нового правила для карточных операций можно будет оценить не ранее чем через полгода: об исключении из договоров об использовании платежных карт требования о безусловной ответственности пользователя карты за ненадлежащий перевод средств.
Такое мнение UBR.ua высказал директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.
"С точки зрения технических процедур и фиксации каких-либо нарушений со стороны банков, необходимо прожить, как минимум, два квартала чтобы понимать изменилось ли количество обращений клиентов, жаловались ли они на неправомерные действия банков, обращались ли в НБУ, как регулятор фиксировал (и фиксировал ли) отсутствие реакции со стороны банков на применение/неприменение новой нормы, нашла ли новая норма отражение в договорах банков. Все это покажет время", — отметил он.
Но главный и положительный момент введения новой нормы эксперт видит в том, что НБУ указал банкам на неправомерность их действий, и обратил внимание на то, что будет следить за соблюдением новых правил и интересов держателей пластиковых карт.
"У Нацбанка появился дополнительный инструмент управления рисками карточных платежей со стороны банка-эмитента карт. И этим инструментом НБУ может воспользоваться при необходимости и при злоупотреблении эмитентом карт своими правами. У него были и другие инструменты, но теперь есть еще один", — констатировал Карпов.
Объясняя суть изменений, он отметил, что отсутствие безусловной ответственности пользователя карты за ненадлежащий перевод средств, хоть и не гарантирует 100% возврата средств, выведенных мошенническим путем с карточного счета банка, но зато повышает вероятность их возврата и гарантирует участие и вовлеченность банка в процесс расследования подобных инцидентов.
"НБУ не решал задачу что-либо изменить в процедурах ответственности. Он решал другую задачу — внедрить норму из европейской платежной директивы. Никакой другой глобальной задачи у регулятора не было. Но если раньше банки отмахивались от жалоб клиентов на несанкционированный доступ к их счетам и исчезновение денег и не реагировали на это, оставляя все убытки на людях. То сейчас, при претензиях на подобные проблемы, они не смогут отмахнуться от клиента, потому что тот может пожаловаться регулятору", — отметил Александр Карпов.
Для исполнения новой установки центробанка финучреждения должны привести в соответствие с ней всю договорную базу в части спорных ситуаций, пересмотреть и прописать новые правила и процедуры, регламентирующие вопросы выпуска, обслуживания, управлениями рисками в работе с картами клиентов/клиентами.
"На это введенный пункт и направлен. Любые взаимоотношения клиентов с банками должны быть описаны внутренним положением. Если банк после того как НБУ изменил постановление № 705, не внесет изменения во внутренние процедуры, то у Нацбанка будут основания при любой проверке обратить внимание на это нарушение. Ну а если кто-то будет упорствовать, как с легализацией собственников или применением антиотмывочных процедур, то мы знаем, чем это может обернуться", — резюмировал Карпов.
Он не исключает, что при системных нарушениях банком нового требования НБУ и при наличии жалоб со стороны клиентов, регулятор может лишить банк лицензии на эмиссию платежных карт.
9 сентября 2016 года вступило в действие постановление НБУ № 382 "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты НБУ", которым, в частности, дополнено положение № 705 от 05.11.2014 г "О порядке эмиссии электронных платежных средств и проведении операций с их использованием". Предложенными изменениями НБУ, по сути, запретил наличие в договорах карточного обслуживания наличие нормы о безусловной ответственности держателей платежных карт в случае мошеннического хищения средств с карт.