Украинскому бизнесу переписывают правила финансирования: кто и под что получит деньги
В 2017-2018 гг. экономике Украины прогнозируют невысокие темпы роста — 2,5-3%. Этого точно не хватит, чтобы рассчитаться по внешним долгам, которые нашей стране отсрочили в прошлом году.
Поступить как всегда — перезанять — тоже не выйдет. Ведь мировые рынки готовятся к росту инфляции, повышению курсу доллара и увеличению кредитных ставок. В таких условиях будет сложно одалживать даже под госгарантии США, а без них и вовсе невозможно. Потому вопрос роста экономики выходит на первый план, особенно, если МВФ перестанет ее подпитывать новыми займами. О ней, о кредиторах и многом другом UBR.ua побеседовал с, бывшим заместителем председателя Госфинуслуг Украины, а сейчас президентом Украинского общества финансовых аналитиков и главой Центра CMD-Ukraine Юрием Прозоровым.
Юрий, многие эксперты считают, что при нынешних темпах роста экономики нам надо 10-15 лет, чтобы вернуться к докризисным показателям. Как сократить этот срок, усилив ВВП?
Цифры роста экономики — на уровне статистической погрешности. При отсутствии иностранного инвестора надо привлекать внутреннего. Пока местные не поверят в Украину, в возможность запуска новых производств, надеяться на прямые иностранные инвестиции бессмысленно. Прийти могут разве что спекулятивные капиталы, а также офшорные — для передела нашего подешевевшего в долларовом исчислении рынка. Вот когда закончится передел, можно будет говорить о запуске экономики. Сейчас владельцы активов не знают, будут ли они их владельцами в 2017-2018 гг.
То есть в 2017-2018 гг. не стоит питать иллюзий на ускорение роста экономики или хотя бы на создание условий для этого?
Еще предстоит ломать систему тотального недоверия бизнес-структур друг к другу и банкам, граждан к Нацбанку и банковской системе, банков к заемщикам. При такой конъюнктуре сложно запустить маховик кредитования даже через продуктивное рефинансирование НБУ точечных, отобранных прозрачным образом проектов. Надо искать новые точки роста и активно создавать для них условия.
Как сломить недоверие, только возрастающее последние годы?
Начать с законодательства. Конкретный пример: ко второму чтению законопроекта "Об индустриальных парках" разрабатываются предложения, которые предполагают правовое и судебное регулирование в рамках индустриальных парков по нормам международного законодательства, а не украинского. То есть бизнес будет защищен нормами международного права от коррупционных и рейдерских действий. Также, возможно, будут пересматриваться другие условия, прописанные в законопроекте, потому что льготы по рассрочке НДС и другие стимулирующие моменты, принятые при первом чтении, не устраивают ни Минфин, ни иностранных инвесторов, ни производственников, готовых работать в индустриальных парках.
Действие норм иностранного права на отдельных территориях распространенная практика?
В свободных экономических зонах многих стран существует практика применения норм международного права именно для субъектов хозяйствования этих зон. В условиях недоверия к украинской судебной системе и нашему правоприменению, все споры в рамках индустриальных парков или СЭЗ будут решаться по тому праву, которое выберут участники. Скорее всего, это будет английское право.
Сегодня все крупнейшие собственники украинских компаний уже решают спорные вопросы не в Верховном суде Украины, а в Высоком суде Лондона. Такая новация сразу выведет условия для бизнеса на другой уровень. Если в 2017 году закон примут в этой революционной редакции, мы получим новые точки роста.
Какие еще шаги могут содействовать ускорению роста ВВП?
Надеемся, что будет создано экспортно-кредитное агентство полного цикла для страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта. Это агентство должно работать не только с представителями крупнейшего бизнеса. Иначе никакого прорывного роста мы не увидим.
Снова будет подниматься вопрос создания Банка реконструкции и восстановления (не путать с ЕБРР). Предполагается, что через эту структуру будут идти программы под международным контролем по восстановлению Востока страны и Донбасса.
Также готовим предложения на 2017 год по созданию в Украине системы Small Business Administration для малого и среднего бизнеса. Она должна заниматься кредитованием, гарантированием, логистикой и предоставлением консультативных услуг бизнесу. Такие администрации работают во многих странах. Наиболее подходящий нам опыт — в США и Японии.
Их можно сравнить с банками?
Не совсем. Если бы это были привычные нам банки, то им бы пришлось действовать в пределах банковских нормативов, что предполагает выполнение жестких норм резервирования при кредитовании. А это удорожает ресурс и делает невозможным предоставление ссуд МСБ под невысокие проценты.
Это же будет структура, которая, возможно и будет подчиняться НБУ после сплита Нацфинуслуг, но должна будет руководствоваться методиками оценок рисков, свойственных небанковскому финансовому учреждению.
Кто работает над этими законопроектами?
По Банку развития работает группа в Комитете Верховной Рады по финансам и банковской деятельности. Законопроект сейчас готовится. Вопрос Администрации или Фонда поддержки малого и среднего бизнеса — по своей сути больше в ведении Комитета промышленной и регуляторной политики. Думаю, что совместно оба комитета проработают этот вопрос до уровня законопроекта к 2017 году, чтобы с 2018 года такие Администрации заработали. Законопроект по администрациям для МСБ, думаю, подготовим к обсуждению на комитет к январю-февралю.
Почему не начать с поддержки малого бизнеса, который более мобилен в условиях кризисах?
Куда и кому они будут продавать свою продукцию? В мире сети МСБ завязаны на большие предприятия и корпорации. Малые предприятия друг другу продукцию не продают. Во всем мире МСБ — это "экосистема" крупного бизнеса — как планеты с многочисленными спутниками.
То есть это не будут МАФЫ?
Нет. Речь идет о небольших производственных, R&D или логистических предприятиях, выпускающих продукцию для потребностей своих заказчиков-больших предприятий или даже для экспортных поставок на запад. И еще это будет касаться IT-индустрии, которая должна уйти от по сути офшорной модели работы только на западного заказчика.
На какой размер предприятий ориентируетесь?
Рассматриваются несколько вариантов. Понятно, что западная классификация нам после многократной девальвации гривны и низкой покупательной способности в условиях кризиса не подходит. По их параметрам наши представители МСБ — это микробизнес.
Поддержка стартап проектов предполагается в законопроекте?
Если запустятся комплексные Small Business Administration, возможно, они будут заниматься и стартапами. Но пока мы склоняемся к первоначальной поддержке работающих предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы дать им возможность расшириться.
Когда накопим опыт поддержки МСБ, можно будет смотреть на уровень стартапов.
Сомневаюсь, что это сразу будет поддержка с нулевого уровня. Скорее будут рассматриваться уже функционирующие проекты. По международным стандартам работы со стартапами предусмотрены уровни их развития, когда допускается подключение государства с предоставлением гарантий для кредитов.
Просто раздавать деньги, как это в свое время сделала РФ на госкорпорацию "Роснано" или инновационный центр "Сколково", где "высокотехнологично" гаснет свет и эвакуируют премьера — никто не будет. Деньги дали, а отдачи нет. Наноотдача практически не нужна, как и коррупционное "освоение средств" своими.
Почему остановились на практике США и Японии?
Потому что их успешная многолетняя практика организации и функционирования подобных Администраций предусматривает децентрализацию. Это вписывается в стратегическую программу развития Украины Президента и правительства Гройсмана. В Японии такие Бизнес-администрации работают при префектурах — по одной в каждой и по две — в крупнейших мегаполисах — Токио и Осаке.
В США также в каждом штате предусмотрены такие Бизнес-администрации, работающие с местными предприятиями штата, причем большое внимание уделяется специально поддержке малого бизнеса женщин и ветеранов. Для нас это тоже важно. По этому же принципу сейчас ЕБРР выстраивает свои региональные офисы прямого кредитования бизнеса в Украине. Такой опыт подходит для географически больших стран. Понятно, что для Словакии или Венгрии, такая структура не нужна.
Из местных бюджетов бизнес-администрации будут финансироваться?
Если примем модель, по которой задействуются местные бюджеты, то конечно. Они же заинтересованы поддерживать МСБ, платящий налоги в местные бюджеты. Участие местных властей, особенно необходимо в депрессивных районах, где власть в первую очередь видит, какой бизнес им необходимо развивать. И это будет дополнительным стимулом для развития территорий и создания рабочих мест.
Что будет предохранителем от разворовывания средств и коррупции?
Предполагается формирование наблюдательного совета с участием иностранных специалистов, имеющих опыт работы в подобных агентствах. Международные стандарты и лучшие практики будут внедрены с самого начала. Также будут прописаны ответственность кредитных комитетов и уровни риска. Но если будем считать, что все деньги разворуют, мы никогда ничего не создадим. Будет как с кредитным агентством — говорят больше десятка лет, но не создавали из-за риска разворовывания средств. А коррупционная составляющая при любых финорганизациях возможна, но должна быть ограничена государственным и общественным контролем и транспарентностью в отчетности и отборе проектов.
Как будет выделяться средства. Часть под гарантии местных властей, а часть под гарантии центрального офиса, работающего со средствами госбюджета?
Предусматриваем установление лимитов на каждый регион в зависимости от уровня предприятий и возможностей местных бюджетов. Видим такую структуру. Но может быть принята модель единой всеукраинской структуры, когда все решения будут приниматься в Киеве.
Такая модель тоже имеет право на жизнь, но тогда регионы будут меньше заинтересованы и задействованы. Тогда существует риск концентрации проектов в нескольких областях без покрытия потребностей МСБ всей страны. А это было бы неверно. У децентрализованной системы есть еще плюс в виде двойного контроля на центральном и местном уровнях.
Распределение финансирования уже просматривается?
На первом этапе регионы будут задействованы не такие крупные источники, как центральный бюджет и международная техническая помощь. Исходим из того, что у госбюджета больше возможностей, чем у местных бюджетов. Но вопрос установления пропорции финансирования 75/25% или 60/40% будет, скорее, рассматриваться на стадии создания Бизнес-администраций.
Возможно, лимиты будут устанавливаться в зависимости от уставного фонда или графика поэтапного его наполнения, возможностей проектного финансирования в рамках государственно-частного партнерства, а также количества функций, которые удастся прописать для нужд МСБ и, которые пройдут два чтения в Верховной Раде. Часто законопроекты меняются до неузнаваемости между 1 и 2 чтением, да и под Куполом "в цілому" возможны корректировки.