Украинский бизнес чаще всего жалуется на Прокуратуру и СБУ
С 15 декабря Госрегуляторная служба начнет проверку планов по изданию нормативных актов.
Глава Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина рассказала UBR.ua о том, как можно избежать принятия "вредных" для предпринимателей регуляторных актов
Ксения Михайловна, зачем Всемирный банк начал ранжировать страны по эффективности государственного регулирования?
Потребность в таком исследовании, как пишут сами составители рейтинга, возникла из-за понимания важности процессов прозрачности принятия решений, подотчетности действий правительства обществу. Участие граждан в государственном нормотворчестве становится важным фактором для создания благоприятной бизнес-среды, в которой инвесторы могут строить долгосрочные планы.
По оценкам экспертов развитых стран, влияние регуляторной политики на развитие экономики и общества можно сравнить с тем влиянием, которое оказывает монетарная и налоговая политика.
Теперь чиновник должен доказывать обществу, в том числе бизнесу, необходимость той или иной регуляции и рациональность своего решения.
В Украине это происходит так же?
Чтобы госаппарат по уровню развития догнал общество и бизнес, реформы шли в двух направлениях. Первое — принятие современного закона о госслужбе, второе — совершенствование закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". Потому что сколько не отбирай чиновников на конкурсе, у них должен быть четкий инструментарий выработки решений.
Но зачастую чиновники лишь имитируют процедуру общественного обсуждения, принимая решения самостоятельно. Как быть в этом случае?
Мы уже значительно сократили количество такой имитации. Требуем от чиновников с цифрами в руках доказывать обоснованность регуляции, а также при помощи профильных ассоциаций проводим свою оценку стоимости того или иного регулирования. Это так называемый М-тест, когда изучается влияние регулирования на самый мелкий бизнес, который очень чувствителен к любым дополнительным расходам.
Например, добились отмены требования по оснащению кассовыми аппаратами микробизнеса, так как расчеты показали, что на поголовное введение РРО понадобится 41 млрд грн. Поэтому субъектам с оборотом до 1 млн грн разрешили работать без кассы.
Сейчас мы приостановили действие приказа Минфина №49 об утверждении форм отчетности по продаже подакцизных товаров. Он создает потенциал для взимания штрафных санкций (в случае ошибки в заполнении, вероятность которой очень велика) только по пивному рынку в размере 4,6 млрд грн в год. На этом фоне прямые затраты бизнеса на организацию ведения отчетности в размере 280 млн грн просто теряются.
Бизнес жалуется, что ГФС издала письмо, которым этот приказ считает действующим и продолжает штрафовать. Так приказ действует или нет?
Мы считаем, что он остановлен. На уровне консультаций с ГФС мы достигли взаимопонимания. Они согласились, что будут контролировать продажи подакцизных товаров не через товарно-транспортные накладные, а посредством акцизных накладных на уровне производителей и оптовиков. А розничные продажи будут "вылавливаться" через отчетность РРО.
Поэтому подробная отчетность розничных точек по каждой категории товара, объему и поставщику не понадобится. Однако налоговики считают, что пока новый порядок контроля будет разработан, старый должен действовать.
Потому мы все равно издадим свое разъяснение с юридическим обоснованием своей позиции, что данный приказ не действует. По крайне мере, это послужит аргументом в пользу бизнеса, если кого-то будут снова штрафовать.
Чего еще стоит ожидать в ближайшее время и в отдаленной перспективе?
Вслед за оценкой возможного влияния нормативов, мы хотим внедрить такой же анализ уже после определенного срока действия этих нормативных актов. Чтобы понять, сработала регуляция, или ее надо отменять. Потому что сейчас акты отправляются на дерегуляцию по принципу "на что больше всего жалуется бизнес". А системности в пересмотре нет.
Означает ли это, что недавняя отмена 360 регуляторных актов проведена по требованию бизнеса?
Нет. В данном случае отменялись бессмысленные и явно устаревшие нормативы, которые не особо мешали бизнесу. Разве что теоретически какой-нибудь проверяющий мог придраться за их неисполнение. Нам же важно наладить регулярный пересмотр тех актов, которые прямо влияют на работу бизнеса, забирая много денег и времени на их исполнение.
По каким ведомствам такой пересмотр начнется в первую очередь?
Рабочие группы, которые комплексно будут пересматривать нормативку, созданы в четырех министерствах. Например, в Мининфраструктуры предлагается отменить конкурсы на автобусные перевозки, так как эта сфера чрезвычайно запутана и зарегулирована.
Второе — Минагропрод, где осталась масса ненужной нормативки, мешающей развиваться бизнесу. Третье — Минэнергоугля, которое, к сожалению, мало на что влияет. Основная масса нормативов, мешающих бизнесу, относится к компетенции НКРЭКУ. Например, вопросы присоединения к электросетям. Во всяком случае, министерство взялось курировать работу, а представители Нацкомиссии не отказываются от участия в рабочей группе. Поэтому мы рассчитываем на определенный успех.
Наконец, четвертое — Минрегионстрой. Буквально недавно мы обсуждали имплементацию европейской директивы по требованиям к строительным конструкциям и обращению стройматериалов. Это очень серьезный документ, который предъявляет требования, например, к безопасности бетонной балки, сертификация ее производства. Тогда ее можно продавать строителям или экспортировать. Фактически надо переписать советские строительные нормативы на европейский лад.
Уже получено 30 страниц замечаний профильных ассоциаций к проекту закона, который готовится в министерстве.
Когда можно ожидать этот проект?
Планируем через две недели передать его на рассмотрение правительства.
Увеличилось ли за последний год количество жалоб бизнеса на регуляторную среду?
К сожалению, как и прежде, главные жалобы бизнеса касаются действий прокуратуры, СБУ и прочих силовых органов, которые занимаются совершенно не свойственными им функциями контроля предпринимателей. Проверяют всех подряд, от гостиничного бизнеса до ИТ-сферы.
С другими органами исполнительной власти удается более-менее справляться. Например, есть случаи, когда по суду отменяли нормативы, которые уже вступили в силу, но не прошли положенную процедуру предварительного обсуждения.
Мы, кстати, планируем на новом сайте drs.org.ua размещать всю нормативную базу страны, чтобы в одном месте были собраны проекты регуляторных актов, анализ их влияния, ход обсуждения и принятия, анализ результативности действия. Тогда можно будет избежать размещения задним числом на сайте министерства проекта уже принятого норматива. Пока там будут размещаться акты, присланные нам на согласование.
А если к вам не пришлют какой-то проект?
Законодательство теперь обязывает министерства публиковать свои планы по изданию нормативных актов. И запрещают вводить в действие то, что не включено в план.
С 15 декабря мы начнем проверку таких планов. К сожалению, пока они больше имитируют планирование и постоянно корректируются. Но мы будем бороться, чтобы эти планы стали реальностью.