Процедура погашения налогового долга является самостоятельной и не нуждается в исполнительных листах
Если достаточные для погашения налогового долга средства отсутствуют, контролирующий орган обращается в суд с иском о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.
Налоговым кодексом Украины установлен особый порядок исполнения судебных решений о взыскании средств с налогоплательщика в счет погашения налогового долга. Органами взыскания по таким решениям, которые осуществляют процедуру их принудительного исполнения, являются контролирующие органы в понимании НК. Об этом говорится в письме Высшего админсуда Украины от 24.10.2013 г. № 1484/12/13-13.
Механизм исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга предусмотрен гл. 12 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.
Этот механизм предусматривает оформление инкассового поручения для принудительного взыскания средств в счет погашения налогового долга. При этом судебное решение, на основании которого с налогоплательщика взыскиваются средства в соответствии с п. 12.4 указанной Инструкции, в банк не подается. Зато реквизиты соответствующего судебного решения указываются в самом инкассовом поручении.
Если же достаточные для погашения налогового долга средства отсутствуют, контролирующий орган в соответствии с абз. 2 п. 95.3 ст. 95 НК обращается в суд с иском о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Такое погашение осуществляется на основании указанного решения суда и принятого на его основании решения органа доходов и сборов путем продажи имущества налогоплательщика на публичных торгах и/или торговыми организациями в порядке, определенном п. 95.7-95.21 ст. 95 НК.
При этом органы Государственной исполнительной службы к этой процедуре не привлекаются. Соответственно в рассматриваемых случаях нет оснований для открытия исполнительного производства в порядке, предусмотренном Законом «Об исполнительном производстве». Учитывая это, в админсудов отсутствуют основания для выдачи исполнительных листов о принудительном исполнении судебных решений в порядке ст. 257 и 258 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку процедура погашения налогового долга является самостоятельной процедурой, которая регулируется отдельными нормами, а именно НК, а не законодательством об исполнительном производстве.
Исключение из приведенного правила составляет процедура взыскания налогового долга с физлица. В отличие от общего правила, предусмотренного п. 95.3 ст. 95 НК, в соответствии с п. 87.11 ст. 87 НК орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика — физлица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется Государственной исполнительной службой согласно Закону об исполнительном производстве.
Но выдача исполнительного листа для принудительного исполнения судебного решения о взыскании денежных средств в счет погашения налогового долга может привести к ситуации, когда судебное решение может быть выполнено как по процедуре, установленной НК, так и в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
ВАСУ заявляет, что при таких обстоятельствах админсуды не должны выдавать органам доходов и сборов исполнительные листы для принудительного исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга налогоплательщика — юрлица.
В то же время, ссылаясь на отсутствие компетенции, ВАСУ не ответил, могут ли судебные решения о взыскании денежных средств в счет погашения налогового долга и/или инкассовые поручения о взыскании соответствующих средств рассматриваться как документы, подтверждающие существование бесспорных требований кредиторов в понимании законодательства, регулирующего восстановление платежеспособности должника и признании его банкротом.