Проблемы авторынка: Выжить нельзя закрыться
Руководители автомобильных компаний и представители власти обсудили ситуацию на украинском автомобильном рынке. В этот раз речь шла уже о выживании автомобильного бизнеса в стране.
В этот раз речь шла уже о выживании автомобильного бизнеса в стране. Об этом передает Автоцентр.
Автопром и импорт падают
Обозначил проблемы в отечественной автомобильной промышленности вице-президент ассоциации "Укравтопром" Ефим Хазан. Он отметил, что из-за катастрофически низкого спроса на новые автомобили отечественные автопредприятия сегодня на грани остановки. По сравнению с рекордным для Украины 2008 годом в 2014-м объемы производства упали в 15 раз, экспорт – в 22 раза. Численность сотрудников, занятых в автопроизводстве, сократилась в 2 раза, наполнение бюджета со стороны автопрома – в 7 раз, валютная выручка от поставок наших машин за рубеж снизилась на 85%. Чтобы привлечь инвестиции в автопром, надо создать в Украине такие же условия, как в Европе. Кроме того, нужно освободить от ввозных налогов оборудование для строительства и модернизации автопредприятий, провести ряд мер для стимуляции экспорта.
Директор по маркетингу ГК "АИС" Сергей Боровик рассказал об одной из важных причин падения рынка в 2014 году – ввозе подержанной техники. Докладчик напомнил, что сегодня в Украине представлено более 50 брендов автомобилей, машины продают более 1000 автоцентров, и в них занято свыше 30 тысяч человек. Бюджет получает в среднем 34% от каждого авто, т.е. в прошлом году государство от официальных автоимортеров получило 800 млн. долларов. Причинами падения авторынка была экономическая ситуация в стране, утрата важных регионов, а также "серый" способ ввоза некоторых автомобилей. По данным Сергея Боровика, серый импорт "откусил" от официального во втором полугодии 20–24% рынка, или 4 тысячи машин ежемесячно. Таким образом, из-за этой "серой" схемы потери бюджета на растаможке составили около 3,5 тыс. долларов, т.е. не менее 17 млн. долларов в месяц.
Сформулируйте единые требования
Народный депутат, глава транспортного комитета ВР Ярослав Дубневич согласен, что в прошлом году "дыры" в законодательстве привели к потерям бюджета. "Надо найти золотую середину в размерах налогов для легкового и коммерческого транспорта. Мы готовы провести отдельное заседание транспортного комитета, привлекая экспертов от автопроизводителей и импортеров, чтобы найти тот баланс, который бы устроил всех на авторынке, – говорит глава этого комитета в парламенте. – В правительстве должна быть четкая стратегия развития авторынка, и вы должны помочь нам ее выработать. Мы готовы рассмотреть ваши консолидированные предложения".
Заместитель главы бюджетного комитета ВР, народный депутат Виктор Кривенко отметил, что "если есть конкретные факты нарушения чиновниками законодательства, то депутаты будут способствовать их наказанию. Развивать внутреннее производство необходимо, но нам надо улучшать инвестиционную политику. Кроме того, мы ждем от вас, предпринимателей авторынка, задание, как привлечь инвестиции в производство автокомпонентов, и будем создавать условия для этого".
Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив сказал, что сегодня в нашей стране разрабатывается много программ для производства автомобилей, экосистемы для автотранспорта и программное обеспечение для машин, но нам нужно привлекать инвестиции именно для автопрома.
Олег Боярин, глава Федерации автоработодателей Украины, напомнил, что в 2008 году автопром занимал в Украине 4% ВВП, а сейчас – 0,1 % (в Словакии – 10%). Сегодня у нас есть современные, высокотехнологичные предприятия, но они стоят – что с ними делать? У нас нет системного управления экономикой. Нам надо определить четкую программу отраслей и дать людям возможность заработка. Только тогда будет рынок и для автомобилей, и для других товаров.
Георгий Вашадзе, представитель парламента Грузии, коротко рассказал о практике развития автобизнеса в этой стране. В Грузии нет производства, но она стала перевалочным пунктом для автомобилей в близлежащие страны. Функция государства именно в том, чтобы не было "черных дыр" в законодательстве, не было коррупции. Грузия искоренила коррупцию, упростила налоговую систему и бюрократические процедуры, упростила реэкспорт. И авторынок с 24 миллионов долларов вырос до миллиарда.
Генеральный директор Ассоциации автомпортеров ВААИД Олег Назаренко отметил, что есть общие проблемы на авторынке. "Я готов подписать меморандум взаимодействия с автопромом и назвать все барьеры, которые мешают бизнесу. Мы не просим преференций, просим устранить те проблемы, которые мешают бизнесу", – говорит Олег Юрьевич.
Прогнозы пессимистические
Глава представительства "Пежо Ситроен" в Украине Лоик Сибрак напомнил, что сегодня главная задача всех – спасти автобизнес, спасти автодилеров. Импортеры работают по законодательству Украины, платят все налоги и обеспечивают людям работу. Надо спасти бизнес, и когда люди начнут зарабатывать, рынок вернется в русло развития.
Андрей Длигач, аналитик "Адвантер Груп", попытался дать прогнозы авторынка на ближайшее время. Он утверждает, что процесс приобретения автомобиля – от принятия решения о покупке до оплаты – стал дольше на 20%. А это значит, что даже если от государства поступит позитивный сигнал для населения, покупки начнутся только через пять месяцев. Таким образом, самый оптимистический прогноз авторынка на 2015 год – 80 тыс. автомобилей (при среднем курсе 25 грн./доллар). Если весной государство объявит дефолт и курс опустится до 60 грн./доллар, возникнет гиперинфляция, и рынок будет не больше 55 тысяч авто. Чтобы выжить в этих условиях, представителям автобизнеса нужно удерживать свою долю рынка, оптимизировать расходы, минимизировать убытки, а также работать с лояльными клиентами.