Новый налог на технику: кому это выгодно
Производителей техники и импортеров хотят обложить новым налогом. Под его действие будут попадать все устройства, с помощью которых можно воспроизводить или записывать музыку или видео.
В России и Европе такой сбор идет в пользу правообладателей, однако эффективность его применения в Украине вызывает сомнения, пишет ЛIГАБiзнесIнформ.
Наполняем бюджет
Кабмин собирается внести изменения в постановления от 27 июня 2003 N992 «О размере отчислений производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых в домашних условиях можно осуществить воспроизведение произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах». Проект документа размещен на сайте Государственной службы интеллектуальной собственности, общественное обсуждение продлится до 22 июня.
Изменения предполагают введение специального сбора с импортеров и производителей техники. В частности, предлагается обложить налогом MP3-плееры, музыкальные центры, магнитофоны, жесткие и оптические диски, автомагнитолы, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, лазерные диски, карты памяти. Размер отчислений для импортеров применяется в процентах стоимости оборудования, а для производителей — в процентах отпускной цены. В целом размер сбора колеблется в районе 1-1,5%.
Аналогичный сбор в размере 1% был введен в России и распространяется на чистые CD-диски, DVD-носители и оборудование, с помощью которого можно осуществлять запись. Поступления по сбору направляются правообладателям. Подобные сборы действуют и в отдельных странах Европы. Однако в украинском проекте не указано, каким именно образом правообладатели будут получать полученный государством сбор.
Аналитики заметили интересное совпадение. «Министр доходов и сборов Украины де-факто подтвердил, что прирост налоговых поступлений упал в январе-мае до 2% год-к-году (по более узким данным Госказначейства рост доходов госбюджета составил 1,5%) из-за стагнации в украинской экономике», — говорится в комментарии компании Capital Times. В мае доходы вообще оказались меньше прошлогодних. Видимо, в качестве способа наполнения бюджета выбрали повышение косвенных налогов, а не стимулирование ускорение экономического роста.»Кнут побеждает пряник», — считают в Capital Times.
Удивили розницу
Основатель интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что с его компанией никаких консультаций по этому поводу не велось. «Но нужно учесть, что мы не являемся импортерами. Возможно, поэтому нас не спрашивали», — предположил он. Чечеткин считает, что дополнительный сбор в 1-1,5% никак не отразится на продажах, однако происхождение этой инициативы совершенно не понятно. «Без пояснения, чем вызвана эта инициатива, я не могу даже представить, почему такая мысль пришла кому-то в голову», — отметил он.
Василий Федорак, генеральный директор сеть Moyo, пояснил журналисту ЛІГАБізнесІнформ, что с его компанией документ также не согласовывали и не информировали предварительно. При этом в принципиальных моментах проект мало чем отличается от исходника 2003 года, говорит Федорак: «Этот же перечень товаров да и ставки налога — те же». Подобный налог существует в Европе, там он подается как сбор в пользу авторов музыки, видео, а также компаний, которым принадлежат авторские права. «Куда у нас пойдут эти сборы — можно только догадываться», — отметил Федорак. Принятие документа, считает он, станет очередным поводом для санкций в отношении компаний-импортеров и продавцов техники, работающих легально.
Виктор Шолошенко, директор по маркетингу сети гаджетов и аксессуаров Цитрус (citrus.ua), также не участвовал в обсуждении или согласовании новшества. Он уверен, что в новом налоге просто нет смысла. «Такие устройства не являются предметами роскоши, чтобы облагать их какими-либо дополнительными налогами», — считает Шолшенко. Пока что это небольшая нагрузка на стоимость, которая не приведет к каким-либо существенным изменениям на рынке электроники, говорят в Цитрусе. К примеру, при средней стоимости планшета 2000-2500 грн. цена устройства может повыситься на 30-50 грн. «Мы считаем, что на количество продаж и ассортимент продукции это не повлияет. Однако дальнейшее увеличение налогового давления на официально ввезенную технику впоследствии может привести к процветанию «серого» рынка, который не платит налогов, а это ведет к еще большему разрыву цены между «серыми» и официальными устройствами«, — говорит Шолошенко.
В пресс-службе торговой сети Фокстрот подтверждают, что с бизнесом эти нововведения не обсуждались и не согласовывались. «Более того, некоторые компании-поставщики техники в Украину последовательно отстаивают свою позицию — до тех пор, пока администрирование данного налога не будет прозрачным, они принципиально отказываются его платить. На данный момент сбором данного налога после выпуска продукции в свободное обращение занимается Украинский музыкальный альянс — частная структура», — пояснили в Фокстроте. В случае введения нового сбора цены в рознице вырастут, увеличится поток техники, идущий мимо таможни, и на рынке станет больше контрафакта.
Платить придется
Проект о дополнительном сборе выглядит довольно запоздалым и уж слишком навязчиво попадает в ритм претензий США к Украине относительно так называемого Списка 301, говорит юрист практики IT и медиаправа АО «Юскутум» Андрей Пархоменко. Напомним, в Списке 301 или Special 301 Report, который ежегодно готовит Управление торгового представителя США (USTR), говорится о барьерах, которые существуют для американских компаний за рубежом в сфере интеллектуальной собственности — авторского права, патентов, торговых марок. Несколько лет подряд в этом списке указывается украинский файлообменник EX.UA.
Трудно поверить в то, что «развитие научно-технического прогресса», как говорится министр образования Дмитрий Табачник в анализе регуляторного влияния проекта, действительно является мотивом изменений. Ведь в список попали и музыкальные центры, и автомагнитолы, и жесткие диски, отмечает Пархоменко. По его мнению, неубедительно звучит и фраза о том, что «предложенные изменения направлены на решение проблемных вопросов, с которыми сталкиваются европейские инвесторы в Украине». Изменения направлены скорее на удовлетворение интересов иностранных правообладателей, чье давление в данный момент испытывает Украина, считает юрист. А категория правообладателей диаметрально противоположна категории инвесторов по критерию направленности денежных потоков.
Беспокойство юриста вызывает поверхностный подход к сути решения проблемы — кризиса доктрины авторского права и существующих схем перераспределения авторских отчислений. «Размер отчислений привязан к стоимости накопителей и проигрывателей, а не к объему памяти, что выглядит более логичным, исходя из направленности и сути таких отчислений», — комментирует Пархоменко. Не решен и вопрос двойных выплат за одни и те же произведения одному и тому же органу. «Такая ситуация возможна, в случае использования магнитофонов и носителей субъектом, заключившим договор с организацией коллективного управления и оплатившим право использования любой музыки», — говорит юрист. Такой подход не оставляет места субъектам, не использующим нелегальный аудио/видео контент. «Платить придется все равно», — констатирует он.
Идея, лежащая в основе включения в стоимость железа оплату потребляемого контента, имеет свои положительные стороны. Но они могут быть проявлены только при системном изменении в подходах перераспределения отчислений, считает Пархоменко. А фрагментарные заплатки в законодательстве только углубят пропасть, разделяющую потребителей и авторов.
Источник: http://dozor.kharkov.ua