Миндоходов: продлевать сроки рассмотрения жалоб плательщиков налогов нужно с оглядкой на выходные/пр
Миндоходов обращает внимание подчиненных на сроки рассмотрения жалоб плательщиков налогов во время процедуры административного обжалования решений контролирующих органов (письмо от 11.07.2013 г. № 99-99-10-02-02-18/62/2339).
Так, в соответствии с п. 56.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В случае когда плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству либо выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных НКУ или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре данного решения (п. 56.2 НКУ). Контролирующий орган, рассматривающий жалобу плательщика налогов, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку (п. 56.8 НКУ). При этом согласно предписанию п. 56.9 НКУ руководитель соответствующего контролирующего органа (или его заместитель) может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика налогов на более, чем 20-дневный срок, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом плательщика налогов до окончания срока, определенного в п. 56.8 НКУ. В случае когда последний день сроков, указанных в ст. 56 НКУ, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем (п. 56.13 НКУ). Высший административный суд Украины, применяя п. 56.13 НКУ, считает невозможным перенесение сроков, самостоятельно определенных контролирующим органом во время рассмотрения жалоб плательщиков налогов, в порядке п. 56.9 НКУ. Так, суд кассационной инстанции в определении от 12.02.2013 г. по делу № К/9991/62001/12 отметил: «… Учитывая, что налоговый орган решением о продлении срока рассмотрения первичной жалобы истца установил срок рассмотрения жалобы до 04.03.2012 г. (включительно), а решение № 1055/10/12-114 о результатах рассмотрения жалобы плательщика налогов принял и направил только 05.03.2012 г., поэтому суды пришли к обоснованному выводу, что налоговый орган нарушил самостоятельно определенные им сроки рассмотрения жалобы. Ссылки контролирующего органа на п. 56.13 НКУ обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку указанная норма определяет перенесение сроков, определенных НКУ, а не сроков, самостоятельно определенных налоговым органом...». Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, перенесение сроков по правилам п. 56.13 НКУ имеет место только в случае, если последний день именно десятидневного срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день. В случае же, если руководителем (его заместителем) контролирующего органа принято решение о продлении рассмотрения жалобы и последний день этого срока приходится на выходной или праздничный день, перенесение сроков по правилам п. 56.13 НКУ не применяется. В таком случае жалоба должна быть рассмотрена, а ответ предоставлен в последний рабочий день такого срока. Если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (либо его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанных сроков (абз. 2 п. 56.9 НКУ).