Как украинцы платят «военный» налог
С какими сложностями столкнулся бизнес, попытавшись оплатить новый сбор.
3 млрд гривен до конца года планирует собрать Налоговая на нужды армии за счет надбавки в 1,5% к налогу на доходы физлиц. Закон о введении «военного налога» вступил в силу 3 августа, и будет действовать до конца года. Дифференциация по уровню дохода не предусмотрена.
Украинские компании, которые попытались исполнить гражданский и экономический долг в первые дни после введения налога, столкнулись с рядом трудностей, связанных с неотлаженной процедурой уплаты нового сбора. «В частности, не были активны счета для перечисления [налога]. Будет ли взиматься пеня, если не перечислим деньги в срок из-за отсутствия возможности, нам не смогли ответить», – подчеркивает бухгалтер торговой компании из Днепропетровской области на условиях анонимности. По словам собеседника Forbes, возникли также вопросы с базой налогообложения – в частности, доходами, полученными в рамках гражданско-правовых договоров, которые также подлежат обложению военным сбором. «Банк перестраховывался, и предлагал отнести к ним вообще все», – говорит он.
На данный момент отсутствует какая-либо отчетность по новому сбору, соответственно, вопросы декларирования, исправления ошибок и многие другие вопросы администрирования остаются открытыми
Андрей Серветник, партнер налогово-юридического департамента компании «Делойт».
«Нас очень волновало, что нужно будет начислять налог паевикам на арендную плату за землю, – рассказывает Ирина Амелина, руководитель направления Бухгалтерия «Мрия Агрохолдинга». – Но затем Налоговая выпустила разъяснения, в которых четко прописала, какие выплаты по гражданско-правовым договорам относятся к фонду оплаты труда, – арендная плата за землю под налогообложение не подпадает». По ее словам, сейчас проблем с уплатой военного налога нет, хотя система продолжает налаживаться. «Еще нет информации о форме и периодичности отчетности – но, думаю, в ближайшее время она появится», – продолжает Амелина.
Счета для зачисления военного сбора были открыты органами Госказначейства с 7 августа 2014 года, сообщили Forbes в Налоговой. Информация о счетах доступна на сайтах главных управлений Государственной казначейской службы Украины в областях и городе Киеве, в разделе «Реквизиты счетов».
Как отмечает Андрей Серветник, партнер налогово-юридического департамента компании «Делойт», из-за задержки в три дня между вступлением в силу закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты», которым введен военный сбор, и фактическим открытием счетов для его оплаты могла иметь место несвоевременная уплата сбора. «На наш взгляд, штрафные санкции в таком случае применять несправедливо, ведь налогоплательщики объективно не имели возможности своевременно оплатить сбор,– указывает он. – Официальная позиция налоговых органов по данному вопросу пока не известна».
Также оставался открытым вопрос, начислять ли налог на зарплаты за июль, которые выплачиваются в августе, уже после вступления закона в силу? Все стороны – Налоговая, консультанты и бизнес солидарны, что насчитывать нужно с 3 августа, так как закон обратной силы не имеет. «На практике, однако, некоторые банки отказывались перечислять зарплату за июль без уплаты военного сбора, ожидая официальных разъяснений», – поясняет Андрей Серветник. По его мнению, военный сбор должен рассчитываться, исходя из объекта налогообложения, возникшего после вступления в силу закона. «Если объект налогообложения возник до 3 августа 2014 года (например, зарплата, начисленная за июль, но фактически выплаченная в августе), военный сбор, на наш взгляд, удерживаться не должен, ведь закон не имеет обратной силы», – считает он.
«Мы считаем, что поскольку закон вступил в силу 3 августа, то выплаты за август нужно разделить: за первые два дня считать по-старому, а с 3-го числа – уже по новым правилам. По июлю вопросов даже не возникало», – объясняет Ирина Амелина.
Такого же мнения придерживаются и в Налоговой. «Поскольку закон №1621 вступил в силу с 03.08.2014 года, то доходы, начисленные к 03.08.2014, но выплаченные после 03.08.2014, не подлежат налогообложению сбором», – сообщили в ведомстве на запрос Forbes.
Нужно учесть, что база налогообложения военным сбором отличается от базы налогообложения налогом на доходы физических лиц. В частности, не предусмотрены вычеты из объекта налогообложения сумм социальных взносов, материальной помощи и других выплат, которые не включаются в расчет общего месячного налогооблагаемого дохода согласно ст. 165 НКУ.
Поскольку закон №1621 вступил в силу с 03.08.2014 года, то доходы, начисленные к 03.08.2014, но выплаченные после 03.08.2014, не подлежат налогообложению сбором из комментария Налоговой службы
Размытая формулировка о доходах, полученных в рамках гражданско-правовых договоров, вызвала предположения, что 1,5% в пользу армии будут взиматься со всех поступлений, которые можно отнести к доходу – например, в рамках договоров дарения или даже кредитных средств. «Помимо традиционных договоров подряда и оказания услуг, под налогообложение могут попасть и другие операции налоговых агентов с физическими лицами, например, по договорам купли-продажи инвестиционных активов, движимого и недвижимого имущества», – опасается Серветник.
По просьбе Forbes Налоговая уточнила базу налогообложения военным налогом. Мы приводим ответ без изменений.
Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать сбор с суммы такого дохода за его счет, используя ставку сбора 1,5 проц., Определенную п.п. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса.
Согласно п.п. 1.2 п. 16 1 подраздела 10 раздела XX Кодекса объектом налогообложения военным сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.
Согласно п.п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Кодекса для целей раздела IV Кодекса заработная плата – это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
Статьей 2 Закона Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда» определена структура заработной платы, которая включает, в частности, основную заработную плату.
Основная заработная плата – это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.
Оплата труда (включая гонорары) работников, не состоящих в штате предприятия (при условии, что расчеты проводятся предприятием непосредственно с работниками) за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда (за исключением физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности), включается в фонд основной заработной платы (п.п. 2.1.8 п. 2.1 г. 2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5).
Таким образом, налогообложению военным сбором подлежат доходы, полученные по гражданско-правовым договорам, относящимся к фонду оплаты труда.