Как донецким и луганским субъектам хозяйствования рассрочить/списать задолженность перед бюджетом?
Миндоходов в письме от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17 рекомендует подчиненным в Донецкой и Луганской областях воспользоваться следующими законодательными нормами.
Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) предусмотрены права:
— плательщиков налогов на получение отсрочки (рассрочки) денежных обязательств (налогового долга) (п.п. 17.1.5 НКУ);
— органов доходов и сборов на принятие решения о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о списании безнадежного налогового долга в порядке, предусмотренном законодательством (п.п. 20.1.29 НКУ).
Перечень обстоятельств, которые являются основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и подтверждающих эти обстоятельства документов приведен в постановлении КМУ от 27.12.2010 г. № 1235.
В соответствии с разд. II настоящего Перечня доказательством, подтверждающим факт наступления (существования) обстоятельств непреодолимой силы, которые являются основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга плательщика налогов, является заключение Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок и условия предоставления плательщикам налогов рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга утвержден приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 574 (далее — Порядок № 574).
Согласно п. 3.1 разд. III указанного Порядка для инициирования отсрочки денежных обязательств (налогового долга) плательщик налогов обращается в орган доходов и сборов по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с:
1) письменным заявлением, форма которого приведена в приложении 1 к Порядку № 574. В заявлении обязательно должны быть указаны суммы платежей (налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), пени), уплату которых налогоплательщик просит отсрочить, а также срок отсрочки и периоды уплаты таких платежей. При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил и срок уплаты которых уже истек, указываются отдельно;
2) экономическим обоснованием, которое состоит из:
— перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
— анализа финансового состояния; — графика погашения отсроченных сумм;
— расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.
Отсрочка предоставляется отдельно по каждому налогу, сбору, штрафной (финансовой) санкции (штрафом), пеней. Сроки уплаты отсроченных сумм или их части могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения изменений в договор отсрочки.
На отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) пеня и штрафы не начисляются с даты заключения (подписания) договора до окончания срока действия договора об отсрочке денежного обязательства (налогового долга). В то же время на сумму отсроченного денежного обязательства (налогового долга) начисляются проценты за каждый календарный день пользования плательщиком отсрочкой денежных обязательств (налогового долга) (п. 1.6 разд. I Порядка № 574).
Налоговый долг плательщика налогов, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан как безнадежный в соответствии со ст. 101 НКУ. Порядок списания безнадежного налогового долга плательщиков налогов утвержден приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 577. Согласно ему налогоплательщик может обратиться в орган доходов и сборов по месту учета безнадежного налогового долга и/или по месту учета такого плательщика с письменным заявлением, в котором указываются суммы налогов и сборов, подлежащие списанию.
К заявлению обязательно прилагаются документы, которые подтверждают, что налоговый долг считается безнадежным.
По результатам рассмотрения документов, предоставленных плательщиком налогов, руководитель (его заместитель) органа доходов и сборов при наличии оснований принимает решение о списании безнадежного налогового долга. Списание безнадежного налогового долга проводится органами доходов и сборов ежеквартально.