Как будет выживать телевидение без рекламы и российского контента
Совокупно украинские телеканалы зарабатывают около $400 млн в год, тратят – $700 млн.
С точки зрения качества программного продукта телевидение в Украине находится на очень высоком уровне. Уточню, я говорю именно о качестве телевизионного производства, разнообразии контента, «картинке».
Располагая весьма хорошим финансированием, украинские телеканалы много лет смело строили свои сетки на самом дорогом телевизионном продукте – сериалах. Производство одного эпизода сериала для прайм-тайма вполне могло достигать $200-400 тыс. И при этом каналы первого эшелона вполне могли себе позволить ставить в эфир по две серии такого дорого продукта пять дней в неделю. Такого себе не может позволить ни один крупный вещатель Европы или Америки – там дорогой продукт ставят вертикально, по одной серии раз в неделю.
По нашим оценкам, совокупно украинские телеканалы зарабатывают около $400 млн в год, а тратят – $700 млн. Уравнение не сходится, потому что крупными украинскими каналами в большинстве своем владеют люди, для которых телевидение – далеко не основной бизнес, а инструмент влияния на общественное мнение, способ защиты своих интересов. Конечно, телеканалам ставится задача зарабатывать, но если заработанных денег не хватает, их поддерживают. По крайней мере, так было до последнего времени, и тех грандиозных потрясений, что все мы переживаем. Сейчас ситуация меняется.
На головы телевизионщиков свалилось сразу две категории грандиозных проблем – жанровые и экономические.
Экономические очевидны: рекламный рынок – традиционный генератор основных доходов для телевидения – сокращается. Это означает меньше денег на производство и закупки. Сначала пострадает дорогой и самый востребованный продукт – качественные «локальные» телесериалы. В первую очередь, российские, и во вторую – украинские сериалы, поскольку ввиду ментальной близости оба продукта принято считать локальными на обеих территориях.
Жанровые проблемы обусловлены сложными отношениями между Украиной и Россией. Охлаждение отношений исключает возможность и далее ставить в сетки наших телеканалов сериалы, пропагандирующие мощь российских силовых структур. А такого контента в эфире еще полгода назад было очень много.
Мы как аналитики медиарынка видим несколько вариантов дальнейшего развития украинского телевидения.
1. Покупной западный контент вернется в дневные слоты и поздний прайм
Раньше даже время, когда у экранов в основном находятся домохозяйки, каналы первой шестерки могли себе позволить заполнять собственным производством или российским продуктом. Возможно, сейчас самое время присмотреться к каталогам зарубежных дистрибьюторов. Они предлагают не идеально близкий менталитету нашего зрителя контент, но часто он хорош по форме и содержанию. Правда, украинцы разбалованы «локальным» контентом с «локальными» реалиями, лицами, историями.
2. Продукты, которые раньше производились для пред-прайма, перекочуют в прайм
Таким образом каналы сэкономят на производстве, а зритель получит желаемый «локальный» продукт.
3. Выстрелит проверенный метод производства многосерийных студийных форматных проектов, где каждая серия снимается в одних и тех же декорациях
Украинское телевидение, как и вся экономика, уже пережило глобальный кризис 2008 года, и некоторые наработки того времени могут сработать снова. Практика тех лет показала: можно хорошо сэкономить на объемах производимого продукта. А зритель, опять-таки, получит локальный продукт.
4. Появятся регулярные слоты под документальные проекты
Документалистика, традиционно, более дешевая и в производстве, и в закупках. Таким образом, это более чем выгодная с экономической точки зрения «подмена» дорогого сериального продукта.
Все это должно дать толчок развитию местных продакшнов, у которых появляется реальный шанс увеличить обороты. Телеканалам же сегодняшний кризис дает еще одну возможность попробовать превратить телевидение в бизнес. Уверена, что уровень профессионализма наших медиаменеджеров более чем достаточный для успешной адаптации международного опыта.
Что касается зрителя – то он либо привыкнет к новым реалиям телеэфира, либо устремится в платный сегмент и научится отдавать деньги за тематические каналы и платить за контент в интернете.