Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №4: Кто стоит за украинскими компаниями
В январе Министерство финансов представило для обсуждения проект закона, цель которого — усовершенствовать верификацию конечных бенефициарных собственников компаний. В ведомстве хотят убедиться, что в реестре указаны реальные бенефициары, а не номинальные лица. Поможет ли закон выявить реальных собственников бизнесов и сократить злоупотребления, рассказал юрист ICF Legal Service Виктор Данилов.
В начале 2018 года MONEYVAL в своем докладе отметил, что ситуация с верификацией бенефициаров украинских компаний оставляет желать лучшего.
На практике сложилась ситуация, когда Украина имплементировала европейское «антиотмывочное» законодательство и рекомендации FATF, но не создала механизм их применения.
Если посмотреть на данные в Реестре, то можно увидеть, что все держится на честном слове. С одной стороны, законом предусмотрено, что для определения бенефициара компании нужно предоставить информацию о структуре ее собственности. Но с другой, это не приносит требуемого результата. Компании заявляют в качестве бенефициара кого хотят. Или как иначе объяснить, почему во многих украинских компаниях числятся кипрские бенефициары. Явно не потому что киприоты заинтересованы в ведении бизнеса в Украине.
Законопроект направлен на то, чтобы обязать финансовые учреждения, а также нотариусов, консультантов, юристов и аудиторов проводить самостоятельный Due Diligence. И уже основываясь на нем, а не на данных из реестра, определять, кто же в действительности является бенефициаром.
Непонятно, как это поможет навести порядок с данными в Реестре. Но, несомненно, расширение круга субъектов первичного финансового мониторинга должно позитивно сказаться на ситуации с определением реальных собственников бизнеса и предотвратить осуществление подозрительных операций.