Александр Роднянский: «Мы хотим рассказать историю социальной сети, ставшей частью жизни многих люде
Кино- и телепродюсер Александр Роднянский о том, почему решил снимать фильм о социальной сети «Вконтакте» и во сколько он обойдется
– Фильм, основанный на книге Николая Кононова «Код Дурова», будет больше о Павле Дурове или о социальной сети «Вконтакте»?
– Я думаю, это будет история, в большей степени связанная именно с сетью «Вконтакте». Но так как эта сеть все-таки персонифицирована, то, конечно, картина будет и о Павле Дурове тоже. Только акцент ставится не на стремительный взлет – мы не собираемся снимать биографический фильм или оду человеку, достигшему успеха.
Все, что обсуждается, в том числе и связь с «Фейсбуком», должно попасть в картину
Мы хотим рассказать историю социальной сети, ставшей частью жизни огромного количества людей. Плюс Павел Дуров – персонаж крайне любопытный, провокативный и неоднозначный. Таких типажей в отечественном кинематографе еще не было. Они и в реальности встречаются не так уж часто.
– Зато такие типажи уже были в кинематографе западном. Вы не боитесь, что ваш фильм попадет под всю эту волну критики сети «Вконтакте», связанную с тем, что Павел Дуров все списывает у Марка Цукерберга?
– Это тоже должно быть в фильме. Это будет живая драма, с объемными характерами и с достаточно сложной системой взаимоотношений. Все, что обсуждается, в том числе и связь с «Фейсбуком», должно попасть в картину. В идеале хочется, чтобы даже та аудитория, которая негативно настроена к Павлу Дурову, увидела в фильме прежде всего объективно рассказанную историю.
Герой нашего времени
– Вы встречались с Павлом Дуровым?
– Нет, никогда. Но для фильма это и не нужно. Сценарий будет основываться на книге «Код Дурова». В ней достаточно материала, как вошедшего в книгу, так и, частично, нет.
– Вы сами пользуетесь сетью «Вконтакте»?
– Аккаунта у меня там нет – просто нет ни времени, ни желания во все это погружаться. Но я знаком со многими участниками событий, описанными в книге. И достаточно активно слежу за тем, что с этой сетью происходит. Например, я внимательно наблюдал за ходом их войны, связанной с нелегальным распространением контента. Причем, контента, к производству которого в том числе имели отношение я и мои друзья.
– У вас по этому поводу есть какое-то сложившееся мнение?
– Я не могу сказать, что это плохо, или хорошо. Давать такие оценки в принципе неверный подход. Понятно только одно: вся эта ситуация – часть нашей сегодняшней жизни. Изменилось время, изменился характер людей. Появился новый тип – активный креативный класс, как его принято называть. Эти люди выглядят иначе и ведут себя иначе.
Павел Дуров, безусловно, один из самых ярких характеров, рожденных новейшим временем
Но как бы там ни было, социальная сеть «Вконтакте» занимает первое место по популярности в русскоязычном сегменте интернета и второе в Европе – после «Фейсбука». Это вполне себе основание, чтобы заинтересоваться историей ее создания и теми людьми, которые стоят за всеми перипетиями ее развития.
– Павел Дуров тянет на звание героя нашего времени?
– Конечно, нет. Я думаю, он и сам так считает. Даже судя по каким-то его высказываниям или постам в интернете. Но Дуров, безусловно, один из самых ярких характеров, рожденных новейшим временем.
У нас же на самом деле есть две трактовки слова «герой». И если говорить о трактовке «положительный» – тот, на которого нужно равняться – то нет, он не такой. Дуров – человек эпатажный. Способный на очень многое. Причем, на многое из того, что не вписывается в общепринятые рамки.
Но с другой стороны, Дуров, безусловно, одаренный человек. Точно так же как и Марк Цукерберг – и его ведь тоже не назовешь обладателем безупречных манер. Но тем не менее, Цукербергу удалось создать «Фейсбук». Он – человек, чьи поступки и взгляды любопытны многим миллионам.
Производство фильма
– Сколько вы потратите на этот фильм?
– Пока нет утвержденного сценария, с моей стороны несколько некорректно рассуждать о предстоящих тратах. Бюджет определяется исходя из принятого в работу сценария. Собственно, на его основе и оценивается будущее производство. Но я полагаю, что конечная сумма будет находиться в районе $3-4 млн.
– Прокат фильма ограничится только странами постсоветского пространства?
– Прежде всего мы учитываем интересы русскоязычной аудитории. Хотя бы той, для которой социальная сеть «Вконтакте» не чужая. Но времена локальных прокатных рынков прошли. Так что теперь, если картину удачно принимают локальные зрители, а надо понимать, что в нашем случае речь идет о громадной аудитории в двести с чем-то миллионов людей, говорящих по-русски – такая картина вполне оправданно может пересекать границы.
Мне недавно позвонил один из людей, фигурирующих в книге, и спросил, кто будет его играть. Я пошутил, что Безруков
– Конкретных договоренностей по их пересечению еще нет?
– Нам пока не за чем. Фильм мы в состоянии сделать самостоятельно. Если он окажется удачным, то дальше уже начнет каким-то образом самостоятельно жить, преодолевая те самые границы. У нас было несколько удачных опытов. Тот же фильм «Елена» Андрея Звягинцева вышел в прокат в десятке стран и дальше будет еще больше. Но, повторюсь, главное – это реакция собственной аудитории.
– Кто будет сниматься в этом фильме?
– Пока об этом говорить рано, но в картине должны появляться люди, не вызывающие вопросов. Такой фильм нужно делать предельно достоверным. Снимать все сцены без декораций, в реально существующих интерьерах. Соответственно, и актеры должны быть те, которым зритель станет доверять. В основном это очень молодые артисты и, как правило, не особенно известные.
– Обойдется без Безрукова?
– Знаете, мне тут недавно позвонил один из людей, фигурирующих в книге, и спросил, кто будет его играть. Я пошутил, что Безруков. Но Безрукова в фильме не будет. Даже в главной роли. Павел Дуров – молодой же парень еще. Так что, это роль не для него.
– Кажется, ему сейчас все по плечу.
– Да, я понимаю, но – нет. Тут совершенно другие типажи нужны. И на самом деле, на текущий момент самая важная задача для нас – закончить сценарий.