Выпуск №85: Как будет работать Бюро финансовых расследований
Одно из ключевых изменений в работе фискальных органов – создание Бюро финансовых расследований.
Предполагалось, что оно объединит функции трех силовых структур в сфере финансовых преступлений. Однако текст проекта оставляет щели и для влияния других ведомств.
Ключевые положения законопроекта №1208 О бюро финансовых расследований проанализировал в колонке для Экономической правды партнер Kreston GCG Артем Ковбель. «Минфин» предлагает ознакомиться с его основными тезисами.
Зоны влияния
Того, ради чего все так ждали проект так и не случилось. Единого органа, концертирующего в себе всю полноту власти по расследованию экономических преступлений, мы так и не получили.
В законопроекте просто нет соответствующей строчки. Документ наделяет БФР полномочиями расследовать финансовые преступления, но не уточняет, что другие ведомства не имеют права этим заниматься.
Таким образом, формально та же СБУ сохраняет за собой право вести финансовые расследования. И даже сможет вмешиваться в работу самой БФР по поводу и без, если захочет.
Ведь «зоны влияния» между собственно Бюро и другими правоохранительными ведомствами также не определены.
Более того, в законопроекте не прописана защита БФР от, скажем так, чрезмерного влияния СБУ. Статья 7 законопроекта говорит о независимости нового ведомства, запрещает незаконное вмешательство в его работу органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д. Но о СБУ нет ни слова.
Все это создает большие риски, в первую очередь – для бизнеса. Предпринимателям и так приходится отчитываться перед самым разным набором чиновников.
Новый законопроект не просто не упростил их положение, но добавил нового участника, с которым тоже придется как-то взаимодействовать.
Глава по разнарядке
Крайне сомнительно выглядит и процедура избрания руководителя БФР и его заместителей. Открытый конкурс, как при выборе глав НАБУ, например, почему-то заменили консультативным конкурсом.
Условия его проведения, к тому же, четко не прописали. При таком раскладе надежды на то, что руководителей БФР действительно будут избирать, а не назначать по указке, как-то резко снижаются.
Размытые обязательства
Проект очень подробно расписывает, например, какой бумажной работой должны заниматься сотрудники БФР, каких людей могут привлекать к сотрудничеству, в каких случаях могут вмешиваться в деятельность госорганов и т.д.
Но вот ключевая функция ведомства – расследования экономических преступлений – прописана коротко и как бы между прочим. Больше конкретики не помешало бы.
Смущает и то, что в задачах нового ведомства почему-то не указаны опции типа «расследования фактов отмывания денег и уклонения от уплаты налогов» и «предотвращение незаконных финансовых схем».
В тексте присутствует только общая фраза про обязанность расследовать «правонарушения в сфере хозяйственной деятельности».
Такая формулировка слишком общая, нечеткая. Это провоцирует опасность различного трактования закона и, как следствие, вмешательства в работу БФР под любым удобным предлогом.
А еще есть опасность, что Бюро финансовых расследований в итоге просто погрязнет в раскрытии мелких экономических преступлений, а вот расследования крупных финансовых схемы будут либо тормозиться, либо станут достоянием других государственных структур.