Миндоходов обвинили в попытке узаконить практику признания договоров факторинга ничтожными

17 декабря 2013 - Бизнес Рост
article1469.jpg

Миндоходов распространило документ, которым фактически узаконивает пагубную практику контролирующих органов о признании договоров по уступке права требования ничтожными.
 

Обобщающая налоговая консультация Миндоходов относительно налогообложения налогом на прибыль операций по уступке права требования (факторинга) не предоставила детальных разъяснений относительно налогообложения операций факторинга и цессии и критериев их разграничения. Поэтому документ более похож на попытку узаконить пагубную практику контролирующих органов о признании договоров по уступке права требования ничтожными, отмечают эксперты Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз», проанализировав приказ Миндоходов от 22.11.2013 № 697.

По мнению экспертов УКБС, важно, что в налоговой консультации уже различаются понятия уступки требований (классическая цессия) и факторинга. Однако вопрос неоднозначного толкования налоговым ведомством указанных терминов с принятием консультации не снят, ведь в документе отсутствует их определение и четкое разграничение. Повторяя преимущественно соответствующие нормы ГК и НК, консультация содержит только поверхностное описание критериев, по которым следует отличать возмездные уступки права требования (цессию) как обычной сделки по замене стороны в обязательстве от факторинга как финансовой услуги, поскольку последний является финансированием под уступку права денежного требования.

Миндоходов так и не даны ответы на вопросы, является ли основным признаком факторинга плата за предоставление финансирования (уплату денежных средств) и будет ли считаться такой платой «дисконт», то есть разница между «номиналом» права требования, уступаемого и фактической суммой денежных средств, которые получает первоначальный кредитор.

Также эксперты УКБС отмечают, что консультация однозначно не указывает, что соответствующие нормы п. 153.5 ст. 153 НК, определяющие налогообложение операций по уступке обязательств, применяются как к операциям по уступке права требования, так и к операциям факторинга.

Следовательно, независимо от названия договора (уступка права требования, факторинговый договор, купля-продажа и т.д.) как только пройдет уступка активов не по балансовой стоимости, а с дисконтом, договор, если он был подписан кредитором не из финансовой компании, видом деятельности которого является факторинг, может быть признан недействительным по основаниям несоответствия требованиям ГК. Следствием таких действий налоговиков (в частности, признание договоров уступки права требования ничтожными в актах проверки) опять же будет обязательство кредитора исключить из состава затрат сумму задолженности, право на взыскание которой было предметом такого договора.

УКБС отмечает, что банки Украины, кроме собственно «очищения балансов от токсичных активов», где выступают как первоначальные кредиторы или клиенты, также могут осуществлять операции по факторингу как одному из видов кредитных операций (согласно ст. 49 ЗУ «О банках и банковской деятельности»), где выступают уже в качестве фактора, осуществляя финансирование клиентов под уступку в пользу банков права требования.

Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, к которой Украина присоединилась в 2006 г., предусматривает осуществление фактором, помимо собственно финансирования клиента (включая предоставление займа и осуществления авансовых платежей), также ведение учета по дебиторской задолженности клиента и предъявления к оплате дебиторских задолженностей. В связи с чем не менее важным является получение консультации Миндоходов относительно налогообложения дохода банка как фактора при проведении им указанных факторинговых операций.

В УКБС заключают, что несмотря на длительный диалог бизнеса, регуляторов финансового рынка и Миндоходов, соответствующие поручения Администрации Президента и Кабмина, а также судебную практику, приказ Миндоходов № 697 не меняет общего фискального подхода налоговой службы к проблемам налогообложения операций по уступке «токсичных активов» и фактически отождествляет понятия факторинга и цессии.

Одновременно Нацкомфинуслуг четко указывает, что операции с финансовыми активами являются финансовой услугой факторинга в случае наличия в таких операциях совокупности всех составляющих, в т.ч. определенных ст. 1077 ГК - финансирование клиента, уступки клиентом денежного требования, получения фактором платы любым предусмотренным договором способом.


Источник: http://jurliga.ligazakon.ua

Рекомендуем прочитать:

Норма о признании объектом налогообложения иностранных доходов, в том числе денежных переводов из-за границы, содержится в украинском законодательстве уже более 10 лет.  ...
Президент Виктор Янукович издал указ о "Министерстве доходов и сборов Украины"....
Новый сайт имеет ряд преимуществ: удобная навигация и панель управления, оптимизированные алгоритмы поиска необходимой информации, мультимедийная галерея, подписание на новости, интеграция с социальными сетями и др. ...
Государственная налоговая служба Украины приказом от 22.11.2012 г. № 1047 утвердила Обобщающую налоговую консультацию по вопросам применения факсимиле при составлении первичных документов, документов бухгалтерской и налоговой отчетности....

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОД ЗАКАЗ: подтвержденный налоговый кредит с интересующими Вас товарными группами, с дисконтом! Находим и продаём актуальные для Вашего бизнеса товары (в т.ч. подакцизные) от импортеров и украинских производителей. (050)193-78-89 просм. - 200779

Комментарии (1)
Бизнес Рост # 19 декабря 2013 в 10:40 0
Каждый учредитель предприятия, фирмы и любой коммерческой структуры, ведёт свой бизнес по своему усмотрению и принимает все риски на себя.В этом и есть конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности.Каждый бизнесмен самостоятельно определяет свой вид предпринимательской деятельности и стратегию ведения бизнеса. Он по своему усмотрению и выбору может стать кредитором или должником в различных видах коммерческих сделок.
Глава 47 Понятие обязательства. Стороны в обязательстве. Гражданского кодекса Украины, а так же статья 195"Передача(делегирование) прав в хозяйственных обязательствах" Хозяйственного кодекса Украины даёт чёткие определения терминов и устанавливает механизмы уступки права требования по обязательствам, возникшим из различных видов коммерческих договоров.
В данной ситуации Миндоходов пытается самостоятельно, не имея на то законных полномочий, толковать вышеуказанные нормы Украинского законодательства, с целью без законных оснований, взыскать дополнительно налог на прибыль с субъектов бизнеса, которые осуществляют сделки факторинга и цессии.
Поэтому в случаях, когда налоговая служба пытается незаконно взыскать налог на прибыль с операций по уступке права требования (факторинга) или пытается признать эти сделки сделки(операции) факторинга и цессии незаконными и недействительными, каждый бизнесмен должен пресечь эти противоправные действия налоговой службы, путём подачи исковых заявлений в Хозяйственный и Административный суды.