Журнал о бухучете и налогах для практиков № 46 (905) декабрь (II) 2017

12 декабря 2017 - Бизнес Рост
article3802.jpg

В номере 46 журнала «Бухгалтер»:
НН заблокирована: расчет корректировки
Дата в налоговой накладной: влияние на налоговый кредит
Денежный залог: НДС не возникает
Штраф нерезиденту: репатриация?
Счет-фактура: не первичка!
Расписка: для РРО — не документ
Проверки по труду: период не ограничен
Бюджетное возмещение НДС: микроэнциклопедия
Блокировка НН: как жаловаться
Работа иностранца: новое в законодательстве
Темархив: Электронная отчетность: нормативы
Подробнее – в журнале «Бухгалтер» Александра Кирша.

Фактура еще не факт

Счет-фактура — не является первичным документом!

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 14.11.2017 г. № 2608/О/99-99-13-01-02-14/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение и в соответствии с требованиями ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) предоставляет налоговую консультацию.

В соответствии со ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) в целях достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Статьей 44 НКУ определено, что для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления таких операций.
Первичные документы должны составляться при осуществлении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ; название документа (формы); дату и место составления; содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
Аналогичные требования относительно оформления первичных документов установлены Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88 (далее — Положение).
Кроме того, Положением предусмотрено, что документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством об электронных документах и электронном документообороте.
Счет-фактура по своему назначению не соответствует признакам первичного документа (поскольку им не фиксируется какая-либо хозяйственная операция, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции), а имеет только информационный характер. Фактически счет-фактура является расчетно-платежным документом, который предусматривает только выставление определенных сумм к оплате покупателям за поставленные (фактически поставленные) товары или предоставленные (фактически предоставленные) услуги. Факт получения товаров (услуг) должен быть подтвержден расходной накладной поставщика или актом приемки-передачи выполненных работ (услуг).

Указанная позиция изложена в письмах Министерства финансов Украины от 27.11.2006 г. № 31-34000-20-23/25136*, от 09.07.2007 г. № 31-34000-20/23-4579/4800, от 30.05.2011 г. № 31-08410-07-27/13794**.
* См. «Бухгалтер» № 11'2007, с. 26–27.— Ред.
** См. «Бухгалтер» № 25'2011, с. 37.— Ред.

В соответствии с п. 52.2 ст. 52 НКУ индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

От редакции

Налоговики утверждают, что счет-фактура по своему назначению не соответствует признакам первичного документа. Он не фиксирует хозяйственных операций, распоряжений или разрешений на проведение хозяйственных операций. По мнению ГФСУ, счет-фактура имеет информационный характер, поскольку предусматривает лишь выставление покупателям определенных сумм к оплате за поставленные (фактически поставленные) товары или предоставленные (фактически предоставленные) услуги.

Факт же получения товаров (услуг) следует подтверждать расходной накладной поставщика или актом приемки-передачи выполненных работ (услуг).
При этом в подтверждение своей позиции ГФСУ сослалась на старые письма Минфина от 27.11.2006 г. № 31-34000-20-23/25136, от 09.07.2007 г. № 31-34000-20/23-4579/4800 и от 30.05.2011 г. № 31-08410-07-27/13794.

Правда, налоговики почему-то не указывают, что недавно Минфин подкорректировал свою позицию: в письме от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339 (см. его в «Бухгалтере» № 10'2017 на с. 16) он разъяснил, что счет-фактура в случае его оплаты приобретает статус первичного документа и может быть основанием для отражения хозоперации в бухучете. Связано это с изменениями в Законе о бухучете, внесенными Законом от 03.11.2016 г. № 1724. Согласно этому письму счет-фактура (инвойс) в случае его оплаты может быть основанием для отражения в бухучете хозоперации по поставке товаров, работ (услуг) без составления акта приемки-передачи.
Кстати, подобный подход Минфин подтвердил совсем недавно и в письме от 22.08.2017 г. № 35210-07/23-3364/2658.
К слову, в судебных инстанциях также встречаются решения, в которых счет-фактура признается первичным документом (например, определение Вадсуда от 21.01.2009 г. № К-1630/07, Киевского апелляционного административного суда от 04.04.2012 г. по делу № 2а-2289/11/1070, от 13.06.2012 г. по делу № 2а-7783/11/2670).

ЕНта деятельность...

Плательщик ЕН 4-й группы и физлицо организовали совместную деятельность: нюансы налогообложения

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 09.11.2017 г. № 2564/6/99-99-12-02-03-15/ІПК
О едином налоге четвертой группы
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), предоставляет индивидуальную налоговую консультацию на обращение Предприятия относительно единого налога четвертой группы.
Предприятие сообщило, что находится на упрощенной системе налогообложения и зарегистрировано в качестве плательщика единого налога четвертой группы. С предложением о ведении совместной деятельности в сфере сельскохозяйственного товарного производства к Предприятию обратилось физическое лицо, имеющее земельные участки с правом собственности и правом пользования.

Проектом договора о совместной деятельности (далее — Договор) предусмотрено, что Предприятие ведет отдельный учет доходов и расходов Договора, связанных с хозяйственным процессом на данных земельных участках, определяет финансовый результат после налогообложения и выплачивает часть полученной прибыли за вычетом соответствующих налогов указанному физическому лицу как стороне Договора совместной деятельности.
В связи с указанным Предприятие задает вопрос относительно определения в качестве объекта налогообложения плательщика единого налога четвертой группы земельных участков, являющихся предметом Договора с объединением имущества, и будет ли считаться продукцией сельскохозяйственного товарного производства продукция, выращенная и реализованная на указанных земельных участках, при расчете доли сельскохозяйственного товаропроизводства.
В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции» совместная деятельность — хозяйственная деятельность с образованием или без образования юридического лица, являющаяся объектом совместного контроля двух или более сторон в соответствии с письменным соглашением между ними.

По договору простого общества стороны (участники) берут обязательство объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения другой цели. Вкладом участника считается все то, что он вносит в совместную деятельность (совместное имущество), в том числе денежные средства, другое имущество, в том числе право собственности и/или право пользования земельным участком (п. 1 ст. 1132 и п. 1 ст. 1133 Гражданского кодекса Украины, далее — Гражданский кодекс). Ведение бухгалтерского учета совместного имущества участников может быть поручено ими одному из участников. Обязанности участников относительно содержания совместного имущества и порядка возмещения расходов, связанных с исполнением данных обязанностей, устанавливаются договором простого общества (ст. 1134 Гражданского кодекса).

Поскольку нормы Договоров предусматривают особый порядок начисления и уплаты налогов и сборов, то договоры подлежат регистрации в контролирующих органах в качестве отдельного плательщика налогов.
С учетом того что земельный участок является вкладом в совместную деятельность и составляет объект общей совместной собственности, а не предоставлен Предприятию для единоличного пользования, то указанный земельный участок не может быть включен в объект налогообложения для плательщика единого налога четвертой группы, как это предусмотрено п. 2921.1 ст. 2921 Кодекса.

Доходы, которые формируются в результате осуществления хозяйственной деятельности Договора, являются объектом права совместной собственности такого Договора. Участники Договора имеют единоличное право только на часть налогооблагаемой прибыли от осуществления хозяйственной деятельности Договора. При этом законодательство не предусматривает право какого-либо из участников признавать полученный Договором доход единоличным доходом, полученным от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки.
Таким образом, с учетом того что плательщиками земельного налога являются собственники земельного участка (п. 269.1 ст. 269 Кодекса), то обязанность по уплате земельного налога возлагается на собственника земельного участка. При этом расходы по его уплате ему возмещаются с общего счета Договора согласно соответствующему Договору. При этом расходы на уплату земельного налога считаются совместными расходами.
В соответствии с п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

От редакции

Налоговики в комментируемой ИНК* отметили, что земельный участок, являющийся вкладом в совместную деятельность, выступает объектом общей совместной собственности, а не предоставлен плательщику ЕН 4-й группы для единоличного использования. Соответственно, он не может быть включен в объект налогообложения для плательщика ЕН 4-й группы согласно п. 2921.1 НКУ.
* Консультация посвящена учету совместной деятельности при участии плательщика ЕН 4-й группы и физлица, имеющего земельные участки с правом собственности и правом пользования.

Земельный налог должен быть уплачен собственником земельного участка (п. 269.1 НКУ), то есть физлицом, владеющим землей. Однако условиями СД-договора могут быть предусмотрены порядок и механизм возмещения расходов на уплату земельного налога, которые считаются совместными расходами участников.

Налоговики подчеркнули, что доходы, получаемые во время ведения СД, являются объектом права совместной собственности. В данном случае только та часть дохода, которая принадлежит плательщику ЕН, может быть признана доходом от реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки.

Что касается возможности использования льготы по уплате земельного налога для физлиц, то в рассматриваемой ситуации это невозможно.
Напомним, что согласно п. 281.3 НКУ физлицо освобождается от уплаты земналога, если оно как собственник земучастка передало его в аренду плательщику ЕН 4-й группы. Но совместная деятельность к аренде не имеет никакого отношения!


НДСометр

Стоимость услуг определяется по показаниям приборов учета: на какую дату определяем налоговый кредит
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 10.11.2017 г. № 2586/В/99-99-15-03-02-14/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка формирования налогового кредита на основании счета, выставляемого плательщику налога за услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), сообщает.

Правила формирования налогового кредита по НДС установлены статьей 198 НКУ.
Согласно подпункту «а» пункта 198.1 статьи 198 НКУ в состав налогового кредита относятся суммы налога, уплаченные/начисленные в случае осуществления плательщиком налога операций по приобретению или изготовлению товаров и услуг.

В соответствии с пунктом 198.2 статьи 198 НКУ датой отнесения сумм налога в состав налогового кредита считается дата того события, которое произошло раньше:

  • дата списания средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг;
  • дата получения плательщиком налога товаров/услуг.

Для товаров/услуг, поставка (приобретение) которых контролируется приборами учета, факт поставки (приобретения) таких товаров/услуг удостоверяется данными учета.
Пунктом 198.3 статьи 198 НКУ определено, что налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 НКУ, в течение такого отчетного периода, в частности, в связи с приобретением или изготовлением товаров и предоставлением услуг.
В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) и предоставить покупателю по его требованию.

Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся в состав налогового кредита.
Кроме того, основанием для начисления сумм налога, относящихся в состав налогового кредита без получения налоговой накладной, могут быть документы, определенные в пункте 201.11 статьи 201 НКУ, а именно:

а) транспортный билет, гостиничный счет или счет, выставляемый плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, содержащих общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;
б) кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривень за день (без учета налога);
в) бухгалтерская справка, составленная в соответствии с пунктом 36 подраздела 2 раздела XX НКУ;
г) налоговая накладная, составленная плательщиком налога в соответствии с пунктом 208.2 статьи 208 раздела V НКУ и зарегистрированная в ЕРНН.

С учетом вышеизложенного у плательщика налога право на формирование налогового кредита по НДС возникает либо на дату списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) такого плательщика налога, либо на дату получения плательщиком налога товаров/услуг.
При формировании налогового кредита на основании счета, выставляемого плательщику налога за услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, дата формирования налогового кредита согласно пункту 198.2 статьи 198 НКУ определяется по дате составления такого счета.

От редакции

Налоговики напомнили, что у плательщиков НДС право на формирование налогового кредита по НДС возникает либо на дату списания средств с банковского счета такого плательщика, либо на дату получения плательщиком НДС товаров/услуг. Но при формировании налогового кредита иногда можно обойтись и без налоговой накладной. То есть в некоторых случаях достаточно чека (для покупок, стоимость которых не превышает 200 грн в день (без учета налога)),

транспортного билета или счета, выставляемого плательщику за услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета (п. 201.11 НКУ).
Налоговики считают, что при формировании налогового кредита на основании счета, выставляемого плательщику за услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, дата формирования налогового кредита согласно п. 198.2 НКУ определяется по дате составления данного счета.

Со своей стороны отметим, что по таким «приборноучетным» счетам, как правило, определяют стоимость тепловой или электрической энергии, газа, воды.
Однако электрическая энергия, газ, пар, вода являются товаром (п/п. 14.1.191 НКУ). И для целей НДС-учета по сути коммунальный счет — это счет за товары. А это в корне не соответствует «услужной» формулировке из п/п. «а» п. 201.11 НКУ.

Тем не менее налоговики не против коммунальных счетов, если договор составлен именно на поставку услуг по водоснабжению, водоотведению, газо-, электро-, теплоснабжению и пр. Об этом свидетельствует письмо ГФСУ от 23.12.2016 г. № 40753/7/99-99-15-03-01-17 (см. подробную информацию о нем в п. 1 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 4'2017 на с. 26).

Таким образом, налоговый кредит может быть сформирован получателем без НН на основании счета за услуги, выставленного плательщиком, при соблюдении следующих условий: поставляется услуга (а не товар!); стоимость услуг определяется по показаниям приборов учета; счет содержит общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер поставщика услуг.

Об этом и многом другом – в журнале «Бухгалтер» Александра Кирша.
 

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОД ЗАКАЗ: подтвержденный налоговый кредит с интересующими Вас товарными группами, с дисконтом! Находим и продаём актуальные для Вашего бизнеса товары (в т.ч. подакцизные) от импортеров и украинских производителей. (050)193-78-89 просм. - 268105

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!