Журнал о бухучете и налогах для практиков № 27-28 (935-936) Июль (III-IV) 2018

8 августа 2018 - Бизнес Рост
article4121.jpg
В свежем номере журнала «Бухгалтер»:
Верховный Суд: платежка сдана — налог уплачен.
И опять же Верховный Суд: все налоговые изменения, принятые после 1 июля, в следующем году не действуют.
Расчеты корректировки к НН: ситуационные особенности заполнения.
Сводная НН: дополнительные причины корректировки.
Сроки использования ОС: влияние «бух» на налоговый.
Вынужденный простой: налоговые подробности.
Неотражение наличных в КУРО: «амнистия» от Верховного Суда.
ЧПЕН группы 2 в разных местах: какая ставка ЕН.
Улучшения арендованного помещения: подробности.

Темархив: Отчетность по ЕСВ: обновленные Порядок и приложения. 

 — ЭКОй дизель...

Должны ли владельцы передвижных дизельных генераторов платить эконалог
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 21.06.2018 г. № 2768/6/99-99-12-02-03-15/ІПК
Об экологическом налоге
Государственная фискальная служба Украины на запрос Общества относительно взимания экологического налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (далее — налог), руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
Общество проинформировало, что в качестве резервного источника электрической энергии использует передвижные дизель-генераторы.
Общество, ссылаясь на нормы п/п. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, спрашивает о наличии у него обязанностей плательщика налога за выбросы, которые образуются в результате сжигания дизельного топлива такими генераторами.
Поскольку в качестве объекта обложения налогом определены объемы и виды выбросов загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух источниками загрязнения (п/п. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 Кодекса), то Общество является плательщиком налога за объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух в результате сжигания дизельного топлива такими генераторами, определенные согласно данным паспорта на такие генераторы, по месту их регистрации по форме № 20-ОПП.
Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).
 
От редакции
Налоговики разъяснили, что поскольку в качестве объекта обложения эконалогом определены объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух источником загрязнения (п/п. 242.1.1 НКУ), то предприятие, которое использует передвижные дизель-генераторы (в качестве резервного источника электроэнергии), является плательщиком эконалога за объемы загрязняющих веществ, определенные согласно данным паспорта на такие генераторы, по месту их регистрации по форме № 20-ОПП.
Разъяснение, скажем прямо, спорное. Ведь сами налоговики ссылаются на п/п. 242.1.1 НКУ, где в качестве объекта и базы обложения эконалогом определены объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками.
А по определению из п/п. 14.1.230 НКУ стационарный источник — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Означает ли это, что за те объекты, которые не являются стационарными и выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферный воздух, платить эконалог не нужно?
 
Опять же в НКУ присутствует своеобразный антипод стационарных источников — передвижные источники загрязнения (определены в п/п. 14.1.142 НКУ). Это транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.
Но правильно ли утверждать, что всё, что не является транспортным средством, является стационарным объектом загрязнения? Отнюдь!
Показательными в этом плане являются докодексные разъяснения Минприроды и налоговиков. Так, в письме ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 налоговики поделились позицией Минприроды: ввиду того что в законодательстве Украины не определено понятие «передвижные источники загрязнения» с указанием характеристик и признаков его типов, Минприроды считает, что другие механизмы, такие как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, можно условно отнести к передвижным источникам загрязнения, в частности к типу «недорожные транспортные средства и машины».
Считаем, что это мнение актуально и сейчас.
Объекты, не являющиеся транспортными средствами, которым при этом совершенно не обязательно сохранять неизменными в процессе работы свои пространственные координаты, на наш взгляд, точно исключаются из стационарных источников загрязнения.
Кстати, о том, что «передвижного» эконалога с 01.01.2015 г. больше нет, ГФСУ любезно сообщила в письме от 21.01.2015 г. № 1601/7/99-99-15-04-02-17 (информацию об этом — см. в п. 11 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 5'2015 на с. 22). Подтвердили это налоговики и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 13/2015 (см. ее в «Бухгалтере» № 15'2015 на с. 21).
Так чему и кому верить? 
 
— Та ну их, ваши бухсроки!..

Изменился срок полезного использования ОС в бухучете: что в учете налоговом 
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 11.06.2018 г. № 2563/6/99-99-15-02-02-15/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно пересмотра в налоговом учете срока полезного использования основных средств в случае его изменения в бухгалтерском учете вследствие проведения улучшений основного средства (модернизации, реконструкции) и проведения переоценки, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
В соответствии с п/п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Кодекса основные средства — материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых, предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 гривень, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые предназначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 гривень и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционный цикл, если он более года).
Согласно п/п. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.
Порядок расчета амортизации основных средств или нематериальных активов для определения объекта налогообложения установлен п. 138.3 ст. 138 Кодекса.
В соответствии с п/п. 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 Кодекса расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности с учетом ограничений, установленных п/п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 раздела І данного Кодекса, подпунктами 138.3.2–138.3.4 данного пункта. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, кроме «производственного» метода.
Для расчета амортизации в соответствии с положениями данного пункта определяется стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета.
В п/п. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Кодекса определены группы основных средств (прочих необоротных активов) и минимально допустимые сроки их амортизации в налоговом учете.
В бухгалтерском учете согласно Международному стандарту бухгалтерского учета 16 «Основные средства» (МСБУ 16) (для плательщиков налогов, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности) срок полезной эксплуатации определяется по отдельным активам исходя из ожидаемой полезности актива для субъекта хозяйствования.
Таким образом, Кодексом не предусмотрено изменение срока полезного использования объектов основных средств в налоговом учете в случае изменения сроков полезного использования таких объектов в бухгалтерском учете вследствие проведения улучшений основного средства (модернизации, реконструкции) и проведения переоценок.
Вместе с тем п/п. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Кодекса установлено, что в случае если сроки полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств в бухгалтерском учете меньше минимально допустимых сроков амортизации основных средств и прочих необоротных активов, то для расчета амортизации используются сроки, установленные данным подпунктом.
В случае если сроки полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств в бухгалтерском учете равны или больше установленных данным подпунктом, то для расчета амортизации используются сроки полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств, установленные в бухгалтерском учете.
Таким образом, если установленный плательщиком налога в бухгалтерском учете срок полезного использования (эксплуатации) актива (объекта или отдельного компонента основных средств) меньше минимально допустимых сроков амортизации, установленных в налоговом учете для группы, к которой относится такое основное средство или отдельный компонент основного средства, то для расчета амортизации с целью определения объекта обложения налогом на прибыль используются сроки, установленные п/п. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Кодекса.
В случае если сроки полезного использования (эксплуатации) актива (объекта или отдельного компонента основных средств) в бухгалтерском учете равны или больше установленных п/п. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Кодекса для группы, в которую включено такое основное средство или компонент основного средства, то для расчета амортизации используются сроки полезного использования (эксплуатации) такого актива, установленные в бухгалтерском учете.
Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.
 
От редакции
 
Налоговики разъяснили, что НКУ не предусмотрено изменение срока полезного использования объектов ОС в налоговом учете в случае изменения сроков полезного использования таких объектов в бухучете в результате проведения улучшений основного средства (модернизации, реконструкции) и переоценок.
При этом налоговики напомнили, что п/п. 138.3.3 НКУ установлено:
— в случае если сроки полезного использования (эксплуатации) объекта ОС в бухучете меньше, чем минимально допустимые сроки амортизации ОС и прочих необоротных средств, то для расчета амортизации используются сроки, установленные п/п. 138.3.3 НКУ;
— в случае если сроки полезного использования (эксплуатации) объекта ОС в бухучете равны или больше установленных п/п. 138.3.3 НКУ, то для расчета амортизации используются сроки полезного использования (эксплуатации) объекта ОС, установленные в бухучете.
Со своей стороны напомним, что еще с 2015 года фискалы уверяли плательщиков налога, что для расчета амортизации согласно положениям п. 138.3 НКУ необходимо брать стоимость ОС без учета их переоценки, проведенной в бухучете (см., например, письмо ГФСУ от 28.01.2016 г. № 2784/7/99-99-19-02-02-17 в «Бухгалтере» № 6'2016 на с. 14).
Мы с таким подходом не соглашались, поскольку для таких выводов не было надлежащего законодательного основания (см. редакционный комментарий к указанному письму — там же, на с. 14–15). Подтверждала незаконность требований и судебная практика.*
* Например, постановление Вадсуда от 03.08.2016 г. № К/800/16981/16 (http:/www.reyestr.court.gov.ua/Review/59670495).
Но с 01.01.2017 г. законодатель дополнил п/п. 138.3.1 НКУ положением, согласно которому в налоговом учете ОС (и нематактивы) следует амортизировать без учета их бухгалтерской переоценки. Таким образом, фактически «узаконена» позиция налоговиков по этому поводу (подробнее о таких изменениях — см. «Бухгалтер» № 4'2017, с. 11–12).
О том, где брать нормы амортизации,— см. в «Бухгалтере» № 24'2018 на с. 30–31. 
 
Свод правил и свод сверх того
 
Сводная налоговая накладная может иметь не только «разрешенную», но и свою оригинальную причину корректировки
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 14.06.2018 г. № 2612/6/99-99-15-03-02-15/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка составления расчетов корректировки к налоговым накладным, которые составлены в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), и, руководствуясь статьей 52 НКУ, сообщает.
Согласно пункту 199.1 статьи 199 НКУ, в случае если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги, необоротные активы частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 НКУ, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать сводную налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) на общую сумму доли уплаченного (начисленного) налога при их приобретении или изготовлении, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях.
В соответствии с пунктом 192.1 статьи 192 НКУ, если после поставки товаров/услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг лицу, которое их предоставило, или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленного в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированного в ЕРНН.
Расчет корректировки к налоговой накладной составляется также в случае исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.
Таким образом, расчет корректировки к налоговой накладной составляется в случае, если после составления налоговой накладной происходит изменение цены, количества или номенклатуры товаров/услуг либо при полном возврате товаров или суммы предварительной оплаты, а также в случаях исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.
Порядок заполнения налоговой накладной утвержден приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 № 1307, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.01.2016 за № 137/28267 (далее — Порядок № 1307).
Согласно пункту 21 Порядка № 1307 в случае осуществления корректировки сумм налоговых обязательств, а также в случае исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, в соответствии со статьей 192 НКУ поставщик (продавец) товаров/услуг составляет расчет корректировки по форме согласно приложению 2 к налоговой накладной. Порядок составления расчета корректировки и его регистрации в ЕРНН аналогичен порядку, предусмотренному для налоговых накладных, кроме случаев, предусмотренных Порядком № 1307.
Если после составления и регистрации в ЕРНН сводной налоговой накладной, составленной во исполнение требований пункта 199.1 статьи 199 НКУ, плательщик налога обнаруживает ошибку в такой сводной налоговой накладной, такой плательщик может составить расчет корректировки к такой сводной налоговой накладной, в котором по первой строке со знаком «–» указать исправляемые показатели строки налоговой накладной. При этом в графе 1 указывается номер по порядку корректируемой строки сводной налоговой накладной.
Второй строкой расчета корректировки к такой сводной налоговой накладной плательщик налога указывает исправленные показатели, при этом в графе 1 указывается новый очередной порядковый номер строки, которой не было в корректируемой сводной налоговой накладной.
В графе 2 расчета корректировки по всем строкам, которые заполняются в связи с такой корректировкой, указывается причина корректировки — «Корректировка сводной налоговой накладной, составленной в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 НКУ». Следует отметить, что такая причина корректировки может указываться только при корректировке сводных налоговых накладных, которые не выдаются получателю (покупателю) — плательщику налога.
Общие разъяснения относительно порядка составления расчетов корректировки к налоговым накладным в зависимости от причины корректировки и типа исправляемых ошибок размещены на общедоступном информационно-справочном ресурсе ГФС по адресу: http://zіr.sfs.gov.ua.
В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.
 
От редакции
 
Итак, РК-эпопея продолжается.
Мы-то думали, что, издав письмо ГФСУ от 22.06.2018 г. № 18983/7/99-99-15-03-02-17 (см. его на с. __ настоящего выпуска), налоговики подвели (хотя бы временную) черту под перечнем причин, которые плательщики НДС могут указать при составлении расчета корректировки. Ан нет! Когда понадобилось откорректировать сводную налоговую накладную, составленную при исчислении компенсирующего НДС согласно ст. 199 НКУ (пропорциональное формирование налогового кредита в результате одновременного использования приобретений в налогооблагаемых и льготных поставках), была предложена оригинальная причина: «Корректировка сводной налоговой накладной, составленной в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 НКУ».*
* Правда, дата консультации от 14.06.2018 г., а дата обобщающего письма — от 22.06.2018 г. Яйца курицу не учат?
При этом налоговики отмечают, что такая причина корректировки может указываться только при корректировке сводных налоговых накладных, которые не выдаются получателю (покупателю) — плательщику налога.
О том, что налоговики и далее будут предлагать новации при составлении РК, свидетельствует консультация, размещенная в подкатегории 101.16 «ЗІР». В ней налоговики предлагают воспользоваться подобным основанием, чтобы откорректировать сводную НН с компенсирующим НДС согласно п. 198.5 НКУ.
Они предлагают указывать в графе 2 причину корректировки — «Корректировка сводной налоговой накладной, составленной в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 НКУ». И хотя такой причины в списке «разрешенных» нет, налоговиков это ничуть не смущает. 
Продолжение следует?
 
Об этом и многом другом – в журнале «Бухгалтер» А. Кирша
 
Подписка на журнал «Бухгалтер» Александра Кирша по тел. 096-809-83-10.

 

Рекомендуем прочитать:

В свежем номере журнала "Бухгалтер": «Налоговые ямы»: нигде не определены Налоговые накладные: о расчете корректировки Наличные расчеты: 150 тыс. грн — ограничение «в обе стороны» Исковая...
В номере 15 журнала "Бухгалтер": Лишнее электричество: оплата и НДС. ЧПЕНам группы 2: из дав.сырья нельзя. Возвратная финпомощь: налоговый учет. Если должник — банкрот: списание задолженности. Прокат вещей: оргналоговые нюансы. С/х...
В номере 17 журнала "Бухгалтер": Бухучет: зачем? Налоговый кодекс: кодификация изменений и комментарий. Плательщики ФСН: полезные нюансы. Увольнение: подробности, если по собственному....
В свежем номере журнала «Бухгалтер»: Налоговые разницы: будут добровольными. Трансфертные цены: источники информации. Координация проверок: Постановление КМУ. Торговые патенты: подробности. НДС-регистрация: если восстановлена. Трудоустройство...

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОД ЗАКАЗ: подтвержденный налоговый кредит с интересующими Вас товарными группами, с дисконтом! Находим и продаём актуальные для Вашего бизнеса товары (в т.ч. подакцизные) от импортеров и украинских производителей. (050)193-78-89 просм. - 331139

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!