Название Подводные камни Налогового Компромисса

11 февраля 2015 - Администратор
article2228.jpg

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.
Томас Гоббс (1588–1679), английский философ-материалист

Ни для кого не секрет, что налоговая сфера - одна из самых первостепенных областей, требующих реформирования. Работу налоговой службы и раньше трудно было назвать прозрачной, эффективной и беспроблемной. А за время президентства Виктора Януковича там и вовсе пышным цветом расцвели коррупция и злоупотребление должностными полномочиями. В кулуарах часто можно было услышать разговоры о том, что налоговики практически сами вынуждали плательщиков пользоваться серыми схемами и обманывать государство.

Понимая, что ответственность за теневой бизнес лежит не только на предпринимателях, но и на государственных служащих, связанных с бывшей властью, Правительство пошло на встречу налогоплательщикам, которые хотят начать свою  налоговую жизнь "с чистого листа" и восстановить честные добросовестные отношения с государством.

17 января этого года вступил в силу так называемый «Закон о налоговом компромиссе». Согласно ему, юридическим лицам предлагается честно рассказать о недоплаченных налогах, после чего заплатить в казну 5% от них, а оставшиеся 95% государство налогоплательщику прощает и забывает о них. Более того, налогоплательщик освобождается также и от административной, уголовной и финансовой ответственности за совершенные им махинации.

Однако, индульгенция эта далеко не безусловная. Под неё попадают только налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. А сроки, которые указаны в законе, ограничиваются 1 апреля 2014 года. То есть повиниться Вы можете только в тех грехах, которые были совершены за время правления так называемой "преступной" власти. Новый парламент недвусмысленно намекает, что пришло время "жить по-новому".

Процедура налогового компромисса довольно проста. Организация подает уточняющий расчет, где перечисляет все недоплаченные налоги, и если Государственная Налоговая Служба согласна с этим перечнем, то Вы уплачиваете 5% от этих налогов и больше налоговые органы не имеют претензий относительно этого периода Вашей деятельности в части налога на прибыль и НДС.Если же фискальная служба сомневается в правдивости поданного расчета, то она может провести внеплановую проверку, с целью выяснить реально сокрытый размер дохода.

Казалось бы, это прекрасный механизм, позволяющий вывести бизнес из тени, оздоровить отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, создать базу для дальнейшей плодотворной работы налоговой системы. Однако, специалисты обращают внимание, что текст Закона не проработан до конца и в нем много белых пятен. Кроме того, для бизнеса это может быть не такой безопасный шаг, как о том говорят законодатели. Хотя и положительные моменты в нём, безусловно, есть.

Давайте сначала рассмотрим, кому и в каких случаях будет выгодно воспользоваться налоговым компромиссом:

1. Юридические лица, имеющие не слишком тяжелые провинности перед законодательством получают отличный способ легализовать денежные средства, сокрытые  от государства и избежать наказания.

2. Наверняка, воспользоваться налоговым компромиссом захотят и те, кто уже ведет судебную тяжбу с фискальными органами. В этом случае все "за и против" практически на виду. Размер претензий уже понятен и выдвинут самой Налоговой Службой, а значит можно не опасаться оговоренной в Законе внеплановой проверки. Также понятны и сопутствующие обстоятельства, а значит можно сделать взвешенное решение. Кроме того, может статься, что даже при несогласии плательщика с предъявленными ему требованиями, ему может оказаться дешевле и проще заплатить 5% от той суммы, на которой настаивает Налоговая Служба, чем  продолжать доказывать свою правоту, поскольку судебные издержки и потраченное время, в итоге, могут быть не сравнимы с суммой налогового компромисса.

Стоит поговорить и о подводных камнях принятого Закона:

1. Представленный организацией уточняющий расчет может не устроить контролирующие органы и они могут усомниться в его честности. В этом случае будет назначена дополнительная проверка. В случае, если общий знаменатель не будет найден, то воспользоваться налоговым компромиссом плательщик не сможет.
Эксперты высказывают опасение, что построенная таким образом процедура может стать новым полем для коррупции и вымогания взяток, если недобросовестные инспекторы поставят плательщика перед выбором: либо он платит 5% государству и откат налоговику, либо дело доходит до суда и тогда в случае признания вины плательщика на него ложится полное бремя налога.

2. Еще одна проблема, с которой может столкнуться решивший встать на путь налогового исправления предприниматель - это где взять средства для уплаты даже 5% от заявленной суммы. Ведь деньги эти были получены как минимум год назад и давно истрачены, а значит для того, чтобы заплатить налоговый компромисс финансы нужно вынуть из текущего оборота, что при сегодняшнем экономическом кризисе может больно ударить по бюджету организации.

3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание - это юридическая ответственность. За уклонение от налогов карать, действительно, не будут. Но часто этой статье сопутствуют и другие нормы законодательства, такие как: присвоение чужого имущества; фиктивное предпринимательство; легализация доходов, полученных преступным путем; подделка документов и т.д. А о них в Законе ничего не сказано. Так что есть риск, что на основании актов налоговых проверок и предоставленных в фискальные органы сведений, уголовные дела будут открыты уже по этим статьям.

4. Узнав о незадекларированных ранее доходах, фискальные органы могут заинтересоваться тем, куда были потрачены эти средства. Конечно, если деньги по-прежнему лежат на расчетном счету или операции с ними могут быть подтверждены документально, то проблем не будет. Но часто в таких случаях неучтенные средства выводятся наличкой и тратятся, например, на выплату заработной платы сотрудникам и дивидендов основателям фирмы. И часто это делается "в конвертах". Если этот факт подтвердится, то тогда всем участникам придется отчитываться и за неуплаченный налог на доходы физ. лиц, а этот сбор под действие Закона не подпадает, а значит отвечать придется по-полной.

5. Еще один неприятный момент, с которым придется тем, кто решит "встать на путь исправления" - это обнародование своих контрагентов. Ведь организация не работает в вакууме, а постоянно взаимодействует с другими игроками рынка и, собственно, от взаимоотношений и финансовых операций с ними и возникает та самая прибыль, которая облагается налогом. Предполагается, что они тоже, как честные люди, воспользуются «Законом о Налоговом Компромиссе» и легализуют свои доходы.

Однако, на практике далеко не все смогут это сделать по указанным выше причинам, и тем, кто всё же решится на такую процедуру придется встать перед моральным и даже скорее экономическим выбором - подставлять ли под око налоговой службы своих партнеров, которые к этому могут оказаться не готовы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать, что правительство серьезно взялось за налоговую систему государства. Что не удивительно, учитывая то, что наладить поступления в бюджет - это жизненно важная необходимость. Прогнозируемые главой ГФСУ, Павлом Билоусом, 3 млрд гривен, которые должны быть получены казной во время действия налогового компромисса, будут очень своевременным вливанием в истощенную экономику Украины.

Кроме того, «Закон о налоговом компромиссе» - далеко не единственный шаг, который был принят в рамках налоговой реформы. Такие системный подход к делу дает надежду на оздоровление этой области. И хотя не все механизмы уже доведены до совершенства, но работа над ними ведется, а это не может не радовать. Ведь, в конечном счете, все участники рынка заинтересованы, чтобы у нас была понятная, разумная, прозрачная налоговая система.

Рекомендуем прочитать:

По мнению налоговой, поскольку мотивационные выплаты направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), такие расходы могут быть отнесены к маркетинговым услугам. ...
Министерство финансов Украины (далее — Минфин) в письме от 29.02.2012 г. № 31-08160-10-21/5129 напомнило, что на сегодня для физических лиц существует два способа налогообложения доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности (т. е. общая...
Эта правовая неделя обозначилась принятием, обсуждением и вступлением в силу множества важных нормативно-правовых актов, в том числе и таких, которые непосредственно затрагивают интересы субъектов предпринимательства. ...
Виртуальное пространство не имеет границ, и контролировать его хозяйственную деятельность сложно. Субъекты ведения бизнеса в индустрии программной продукции не привязаны к сырьевым ресурсам, им не требуются производственные помещения для получения прибыли, и...

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОД ЗАКАЗ: подтвержденный налоговый кредит с интересующими Вас товарными группами, с дисконтом! Находим и продаём актуальные для Вашего бизнеса товары (в т.ч. подакцизные) от импортеров и украинских производителей. (050)193-78-89 просм. - 125657

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!